- поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми).
В среднесрочной перспективе правительство обещает вернуться к структурным реформам. А именно планирует продолжить реализацию государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования, создавать необходимые условия для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренно и полноценно исполнять "дорожные карты" национальной предпринимательской инициативы, совершенствовать контрольно-надзорную деятельность, радикально повышать качество системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством. Если говорить о конкретных предложениях правительства, то среди них - создание банка (агентства) "плохих долгов". Государство собирается выкупать проблемные активы кредитных организаций и долги предприятий в надежде, что это повысит стабильность банковской системы и оздоровит реальный сектор экономики. Во сколько может обойтись воплощение такой идеи, сказать пока не могут даже министры. К концу месяца Минфин, Минэкономразвития и ЦБ представит отчет о компаниях с «плохими долгами», после чего и будет решаться вопрос финансирования инициативы. Облегчить участь организаций реального сектора экономики поможет и увеличение объемов проектного финансирования, считают правительственные эксперты. Имеющийся лимит предложено увеличить на 30 миллиардов рублей. Еще 200 миллиардов рублей власти готовы выделить на обеспечение госгарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами. Кто из предпринимателей сможет претендовать на проектное финансирование и гарантии по кредитам, чиновники обсудят в феврале. Достойно внимания и намерение властей компенсировать расходы госпредприятий при закупке иностранного оборудования или комплектующих, связанные с изменением валютных курсов. Одновременно будут контролироваться темпы импортозамещения. Правительство станет планировать закупки и непосредственно приобретать импортное оборудование, работы и услуги за рубежом, когда это касается крупных инвестиционных проектов, реализуемых госкомпаниями или АО, где более половины акций принадлежит государству. А чтобы упростить доступ отечественных производителей на иностранные рынки есть идея облегчить условия и процедуры предоставления госгарантий и расширить их действие на обязательства нефинансового характера, а также усовершенствовать процедуру получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении вывозимых товаров. Непосредственно для бизнеса правительство готовит двухлетние "каникулы" по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (за исключением опасного объекта 1-го класса опасности) и обещает пересмотреть уровень страховых тарифов. Кроме того, к концу февраля должен появиться законопроект, предусматривающий перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспорта. Для малого и среднего предпринимательства тоже есть хорошие новости. В ближайшее время обнародуют инициативу, меняющую в 2 раза предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства. После принятия соответствующего закона, микропредприятиям позволено будет зарабатывать 120 миллионов рублей, малым предприятиям - 800 миллионов, а средним - 2 миллиарда рублей. Кроме того, ожидаются законопроекты, которые расширят перечень видов деятельности для патентовладельцев, снизят ставку налога на прибыль для упрощенщиков, позволят ИП платить одновременно налог и страховые взносы. Помимо этого порядка 5 миллиардов рублей будет вложено в некрупных бизнесменов в виде грантов и других способов поддержки, прописанных в соответствующих госпрограммах. Вместе с тем, стало известно, что Центральный банк изучит возможность включения торговых предприятий в систему господдержки, расширения числа участников, претендующих на льготное фондирование под инвестпроекты, а также подумает, как улучшить условия фондирования микрофинансовых организаций, финансирующих малый бизнес. Кроме того, финансовый регулятор готов обсуждать увеличение максимальной суммы микрозайма для малых и средних предпринимателей до 3 миллионов рублей. Еще одна ожидаемая инициатива - снижение избыточного антимонопольного контроля малых предпринимателей. Правительство находит возможным установить для бизнесменов, не обладающих значительной рыночной силой, иммунитет от проверок ФАС. В частности, планируется сократить количество оснований, по которым антимонопольный орган сможет проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой. Власти отдельным разделом прописали помощь различным отраслям экономики. Так, в сельскохозяйственной отрасли запланированы все те меры, о которых накануне премьер рассказывал на совещании по животноводству. Промышленников ожидает помощь в виде субсидий на обновление парка транспортных средств, изменение условий лицензионных соглашений на право пользования участками недр, помощь на уплаты процентов по кредитам, взятым в отечественных банках. Населению же правительство обещает продолжать выдачу социальных кредитов на жилье, ремонтировать жилищный фонд, обеспечивать бесперебойное функционирование объектов коммунальной инфраструктуры. Несмотря на объемный и дорогостоящий план (по некоторым оценкам 60 предложенных мер оцениваются в 2,332 триллиона рублей), эксперты считают, что справиться с нынешней ситуацией раньше чем за полгода не получится.