Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей накажут за водителей без прав. Штраф составит 50 тысяч рублей. Такие нормы вводит законопроект, принятый сегодня Государственной Думой. Кроме того, ездить на мопеде без прав скоро будет тоже невозможно. Теперь их владельцам понадобится водительское удостоверение. Для них ввели новую категорию — "М". Документ также предполагает введение категорий для водителей трамваев и троллейбусов. Отдельно оговаривается, что управлять этими видами транспорта можно будет только с 21 года.
Проект предусматривает внесение изменений в закон о безопасности дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Так, в кодекс дополнен новой статьей, которая устанавливает ответственность для работодателей, допустивших к управлению автомобилем водителя без прав:
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей.
Кроме того, в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" появились новые категории для водителей мопедов, трамваев и троллейбусов. Управлять мопедами, как и раньше, можно будет с 16 лет. Для водителей трамваев и троллейбусов возрастной ценз изменился. Права можно будет получить с 21 года, а не с 20 лет.
Появились и новые подкатегории для грузового транспорта.
Вопрос о получении прав на управление мопедами обсуждался уже давно. Эти транспортные средства пользуются повышенным потребительским спросом, возрастает их доля на дорогах. В то же время на них не распространяется механизм государственного регулирования. Авторы проекта привели в пояснительной записке данные о количестве ДТП, участниками которых стали эти транспортные средства:
Экспресс-исследование, проведенное в ряде субъектов Российской Федерации (Удмурдская Республика, Краснодарский край, Омская, Свердловская, Челябинская области), показало, что на единицу эксплуатируемых транспортных средств аварийность с участием таких транспортных средств выше, чем для мототранспортных средств, относящихся к категории «А». В первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств совершено 2676 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 118 и были ранены 3046 человек. Их доля среди всех происшествий по вине водителей мототранспорта в среднем составила 41,4%, а в ряде регионов (Краснодарском крае, Брянской, Тамбовской и Тверской областях) превысила 60%. Лицами, управляющими мопедами, велосипедами и иными транспортными средствами, не относящимися к механическим транспортным средствам, в 2009 году совершено 153 131 (рост по сравнению с 2008 г. на 48,1%) административных правонарушений Правил дорожного движения, в том числе: 148 055 (рост на 58,2 %)…
Это объясняется, прежде всего, тем, что мопедами зачастую управляют лица, не знающие Правил дорожного движения и не достигшие установленного Правилами возраста.
Принятый документ призван исправить это положение. Теперь для желающих управлять мопедами стала обязательной проверка знаний ПДД, что должно подтверждаться водительским удостоверением.
Напомним, единый порядок дорожного движения на территории РФ устанавливают правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Наказание за управление транспортным средством без водительского удостоверения предусмотрено статьей 12.7 КоАП РФ. Штраф для человека, который сел за руль, не имея прав, составляет 2 500 рублей. Водителю, лишенному прав, грозит штраф 5 000 рублей или административный арест на 15 суток.
Добавим, для того чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Закон, одобренный Госдумой, вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.