На основании законодательства компании обязаны сопровождать поставку материальных ценностей товаросопроводительными документами, к ним относится товарная накладная. Разбираемся, обязательно ли применять форму накладной на товар ТОРГ-12 в 2024 году и какой порядок ее заполнения.
Навигация
Товарная накладная — что это за форма
В постановлении Госкомстата № 132 от 25.12.1998 указано, что такое ТОРГ-12 — унифицированный бланк, который часто применяется организациями для оформления товарно-материальных ценностей (ТМЦ), измеряемых в штуках или весе. Руководитель организации вправе использовать не только вышеуказанный документ, но и другие формы накладных (см. 402-ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011). Часто предприятия используют форму универсального передаточного документа (или УПД), которая содержит в себе и товарную накладную, и счет-фактуру.
Первичная учетная форма по ОКУД 0330212 входит в альбом унифицированных бланков из постановления Госкомстата № 132. Со вступлением в силу закона 402-ФЗ бухгалтерам необязательно использовать унифицированную форму ТОРГ-12. Достаточно того, чтобы документ содержал весь перечень обязательных реквизитов, поименованных в законе.
- она привычна и понятна;
- отвечает требованиям нормативных актов;
- в случае необходимости товарная накладная послужит основанием при решении спорных ситуаций, например претензий к качеству приобретенного товара (закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992);
- подтверждает факт получения или отгрузки товара (ст. 458 ГК РФ);
- служит подтверждением истечения гарантийного срока (закон № 2300-1) и т. д.
Каковы основания для оформления ТОРГ-12
Так как товарная накладная — это учетный документ, по которому передают и принимают продукцию, то основанием для оформления является договор.
Как правило, цена и количество передаваемой продукции указываются в договоре или в приложениях (спецификациях). Возможен вариант, когда по условиям договора цена товара определяется действующим прейскурантом компании, а количество — в заявке от покупателя.
Пригодится: как заполнить универсальный передаточный документ
Правила оформления товарной накладной
Товарная накладная ТОРГ-12 составляется продавцом. Форма содержит информацию о продавце, покупателе, наименовании товара, его количестве и стоимости, сведения о материально ответственных лицах, которые товар отгрузили и получили.
Ее оформляют при отгрузке материальных ценностей. Выводится на печать документ в двух экземплярах: один остается у компании-поставщика, другой передается компании-покупателю.
Мы собрали основные правила заполнения ТОРГ-12 в таблице:
Графа |
Порядок заполнения |
---|---|
Организация-грузоотправитель, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты |
Наименование вписывается и полное, и краткое. |
Структурное подразделение |
Максимально полная информация (наименование, контактные данные). |
Поставщик |
Полное и краткое наименование, адресные и банковские данные. |
Грузополучатель |
Так же, как и в поле «поставщик». |
Плательщик |
Указывается организация-покупатель (если самостоятельно покупает и оплачивает груз). |
Основание |
Указываются данные договора или заказа-наряда, на основе которых состоялась сделка. |
Коды ОКУД и ОКПО, вид деятельности по ОКДП |
Указываются коды, присвоенные организации органом статистики при постановке на учет. |
Табличная часть |
Поставщик перечисляет реализованные товары, их единицы измерения и количество, массу брутто и нетто, цену и ставку НДС. Здесь же указана сумма товара с НДС и без него. |
Груз получил грузополучатель |
Подпись руководителя или сотрудника, имеющего право подписи (приказ, доверенность). |
Груз принял |
Подпись материально ответственного лица, принимающего товар (кладовщик, водитель, менеджер и пр.). |
По доверенности № |
Данные доверенности сотрудника, получившего груз. Не заполняется, если в строке «Груз получил грузополучатель» расписался руководитель. |
Груз получил грузополучатель |
Заполняется в случае получения груза руководителем организации. |
Место печати со стороны поставщика |
Проставляется печать поставщика, при ее наличии. |
Место печати со стороны грузополучателя |
Проставляется печать грузополучателя. Если груз получен по доверенности, то печать необязательна. |
Показатель даты |
Фактическая дата отгрузки должна совпадать с датой в накладной. |
В нормативах по заполнению ТОРГ-12 разъясняется, как правильно подписать накладную при приеме товара, — документ подписывают обе стороны: представители продавца и грузополучателя (покупателя). Со стороны покупателя подпись оставляет не только руководитель, но и сотрудник, принимавший поставку. А со стороны поставщика документ подписывает работник, ответственный за поставку, главный бухгалтер (при наличии) и сотрудник, который произвел отпуск груза.
Предлагаем наш образец ТОРГ-12:
Вам также пригодится: правила оформления акта ТОРГ-2
Электронная товарная накладная ТОРГ-12
С развитием электронного документооборота первичку чаще оформляют в электронном виде. Законодательно разрешено это ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011.
У электронной формы есть утвержденный формат передачи по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@). Использование электронного варианта с ЭЦП позволяет быстро обмениваться документами с контрагентами и представлять их по требованию налоговых инспекторов.
По теме: электронный документооборот на предприятии
Сроки хранения ТОРГ-12
Срок хранения накладной бухгалтер начинает отсчитывать после окончания отчетного года. Для определения срока обратимся к ст. 29 закона № 402-ФЗ: для всех первичных документов этот срок составляет не менее пяти лет после окончания отчетного года. Необходимо придерживаться его и для ТОРГ-12, но только в том случае, если такой накладной не подтверждают размер убытка, переносимого на будущее. Если это происходит, то в соответствии со ст. 283 НК РФ накладную ТОРГ-12 хранят в течение всего срока, на протяжении которого уменьшают налоговую базу текущего периода на суммы ранее полученных убытков.
Дополнительно: сроки хранения бухгалтерских документов в организации
Ответственность за составление и учет
Сотрудники организаций должны обращать внимание на детали заполнения документа. Зачастую это помогает минимизировать правовые и налоговые риски компаний.
Обратите внимание на печать! Так, например, печать не является обязательным реквизитом (не поименована в списке обязательных реквизитов в 402-ФЗ). Но в товарной накладной ТОРГ-12 печать должна стоять: она предусмотрена формой. Иногда по этому вопросу возникают разногласия при зачете НДС с налоговой инспекцией. С другой стороны, если грузополучатель получил товар по доверенности, заверенной печатью организации, то в ТОРГ-12 печать ставить необязательно. В этом случае достаточно прикрепить к накладной доверенность и обеспечить хранение этих двух документов вместе.
Лица, которые подписали форму со стороны продавца и грузополучателя, несут в том числе и уголовную ответственность в случае, например, хищений или краж товара. Бухгалтерам необходимо обращать особое внимание на наличие всех необходимых подписей в документе при принятии его к учету.
В случае возврата товара поставщику ТОРГ-12 заполняется покупателем: происходит «обратная» реализация. Правила заполнения документа в этом случае остаются неизменными. Предприятия, которые вместо ТОРГ-12 используют УПД, составляют не обратную реализацию, а выписывают корректировочный документ.
2. Не должно быть исправлений и помарок
3. Почерк должен быть разборчив, либо накладная оформлена на компьюторе.
4. Все графы должны быть заполнены
5. Согласно закону №402 ФЗ ч.5 ст.9 накладная может быть передана в электроном виде. Для этого есть специальная форма.