Вот уже месяц или около того в интернете бродят страшные байки про 1 июля и массовую блокировку переводов. На самом деле речь идет о 1 июня, а о 1 июля — и все не так страшно, как это описывают некоторые «желтые» СМИ и блоги. Давайте разбираться.
Навигация
Что за правила вступили в силу
С 1 июня 2025 года действительно вступили в силу поправки к закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем...»
Теперь у Росфинмониторинга появилось право требовать от банков приостановить операции по конкретным счетам сроком до 10 рабочих дней. В некоторых случаях — до 30 дней. Основанием для этого могут быть подозрения в отмывании преступных доходов или в участии в финансировании экстремистской деятельности.
Подозрения — не значит обвинения. И речь тут идет не про переводы «за ноготочки» мастеру или оплата аренды квартиры.
Что с переводами на карту?
Закон не отменяет ни один из привычных способов расчетов. Никто не запрещает перевести другу 500 рублей на проезд, отправить племяннице деньги на день рождения или даже каждый день получать оплату за стрижки или торты, если вы самозанятый.
Но если кто-то в течение короткого времени получает на карту десятки переводов от разных людей, при этом не имея статуса самозанятого — к нему может возникнуть интерес. Особенно если суммы идут дальше по цепочке и превращаются, например, в обналичку, переводы за границу или покупки на чужое имя.
Не банк решает, что подозрительно, это делает Росфинмониторинг. Он может направить банку распоряжение о приостановке операций. Но банки уже давно могут по своей инициативе блокировать переводы, если они соответствуют ряду признаков подозрительности. Но тут с 1 июня ничего не поменялось.
Какие операции на прицеле
Подозрительными могут быть признаны не только переводы, но и траты. Например, если с карты учителя или продавца внезапно уходят крупные суммы в офшорные юрисдикции, а потом снова возвращаются, и так повторяется. Или когда физлицо внезапно получает десятки переводов в неделю, а потом все эти средства аккуратно снимает в банкомате в виде наличных.
Да, формально даже такие операции могут быть законными. Но они попадают под определение операций без очевидного экономического смысла. Именно такие действия — в зоне интереса. Причем не из-за объема, а из-за структуры. Это не новое правило: такие критерии давно действуют в рамках закона № 115-ФЗ и указаний Центробанка.
Например, в ст. 15 закона «О национальной платежной системе» прямо говорится, что операторы обязаны мониторить подозрительные действия и могут приостанавливать их по запросу государственных органов.
По сути меняется вот что: банки блокируют теперь переводы не только по собственным критериям, но и по предписанию Росфинмониторинга. Так что по идее блокировок будет больше.
Как это происходит на практике
Если Росфинмониторинг все же решит, что конкретная операция — сомнительная, он направляет в банк предписание. В этот же день человеку должны сообщить о приостановке переводов и о ее причине. В течение трех рабочих дней гражданин имеет право обратиться за разъяснениями.
Дальше — либо разблокировка после пояснений клиента, либо дело направляется в правоохранительные органы, если выявлены признаки серьезных нарушений.
Что важно: само по себе проведение частых мелких переводов не является нарушением, но преступлением будет, если найдутся доказательства противоправных действий. И искать доказательства будете не вы, а другая сторона.
Свинкины финансы — колонка Екатерины Белкиной на ППТ: