Вправе ли общество при квалификации крупности сделок опираться на критерии ОХД в уставе? К сожалению, нет.
Критерии обычной хозяйственной деятельности (ОХД) для крупных сделок определены законом (хотя, на наш взгляд, вряд ли это можно считать полноценным определением):
- любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее;
- если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Поэтому, например, такое определение в уставе «сделки в процессе ОХД – это сделки по продаже продукции и покупке материалов, используемых для строительства жилой недвижимости» нельзя считать юридически значимым.
Кроме того, важная роль в установлении критериев ОХД принадлежит судам при рассмотрении конкретных дел.
В отличие от сделок с заинтересованностью, закон:
- не позволяет устанавливать собственные критерии или собственный порядок для крупных сделок;
- не предоставляет право определять уставом критерии отнесения сделок к ОХД.
Поэтому при квалификации крупных сделок необходимо опираться на нормы закона. Т. е. сделки, которые указаны в уставе как ОХД, могут соответствовать критериям ОХД, но также важно оценивать их с точки зрения последствий, как указано в законе (прекращение деятельности, изменение ее вида или масштабов).
При этом допускается определить уставом иные сделки, требующие одобрения. Например, сделки с недвижимостью, кроме совершаемых в рамках ОХД. Для таких сделок уставом можно установить определение ОХД.
Корпоративное право и управление — реорганизация и сделки M&A от Максима Бунякина: