Что такое регуляторная гильотина

Размер шрифта:

Со временем практически в любом государстве бизнес сталкивается с тем, что правовых актов становится настолько много, что соблюдать их все и одновременно продолжать вести активную и эффективную предпринимательскую деятельность становится всё сложнее и сложнее. Результаты подобного регуляторного (правового) хаоса невыгодны в конечном итоге как бизнесу, так и государству. Поэтому в России, как и в ряде других стран, относительно недавно была начата реализация механизма так называемой регуляторной гильотины. Но, что это понятие в себя включает, ясно далеко не всем. Рассмотрим подробнее, что это такое и как работает механизм регуляторной гильотины в нашей стране.

Навигация

Что такое регуляторная гильотина

На законодательном уровне непосредственно правового понятия регуляторной гильотины не содержится, хотя в ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ это понятие и используется, но детально не раскрывается. Вместе с тем, исходя из поручений президента и деятельности органов исполнительной власти, которая направлена на их исполнение, представляется возможным сформулировать следующее понятие: регуляторная гильотина — это пересмотр и переоценка всех обязательных для бизнеса требований, содержащихся в правовых актах, с целью решения вопроса об их сохранении или отмене.

Необходимость в реализации этой реформы в сфере контрольно-надзорной деятельности обусловлена тем, что к началу 2020 года в России было принято значительное количество правовых актов, устанавливающих различного рода обязательные требования для предпринимателей. Но многие из этих требований непонятны как для бизнеса, так и для самих проверяющих. Кроме того, скопилось значительное количество требований, которые содержались еще в правовых актах советского периода, что ставило под сомнение их актуальность в нынешних условиях.

Узнайте, как выглядит иерархия нормативно-правовых актов и чем распоряжение отличается от постановления

Как работает механизм регуляторной гильотины в России

Механизм реализации регуляторной гильотины определен в Федеральном законе от 31.07.2020 № 247-ФЗ (в частности, в ст. 15). В соответствии с этим законом на правительство РФ возложена обязанность по обеспечению отмены до 1 января 2021 года множества различного рода нормативных актов, содержащих обязательные требования в сфере контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, в ФЗ № 247 установлена возможность бизнеса по несоблюдению не отмененных вовремя правовых норм без последующего привлечения за это к административной ответственности.

ВАЖНО!
Из-под механизма реализации регуляторной гильотины выведены некоторые правовые акты (в сферах электроэнергетики, государственно-частного партнерства и т.п.).

В рамках реализации механизма регуляторной гильотины принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который закрепил применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государством контрольно-надзорных полномочий. Этот подход позволяет систематизировать и снизить административную нагрузку на бизнес, поскольку интенсивность и периодичность проверок теперь зависят от того, к какому классу (категории) риска относится проверяемый.

Также при реализации контрольно-надзорной деятельности не учитываются по общему правилу те нормативные акты, которые вступили в силу до 1 января 2020 года (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ).

Все указанные правила регуляторной гильотины не подлежат реализации, если нормативный акт включен в список исключений, который содержится в соответствующем перечне, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467.

Например, в «белом списке» ранее находился такой акт, как Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н (п. 241 перечня). Хотя акт и вступил в силу до 1 января 2020 года, однако на момент нахождения в перечне он являлся обязательным к исполнению. Но в последующем был исключен с 13 июня 2024 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2024 № 792, а значит, теперь он попал под реализацию механизма регуляторной гильотины.

И главное: зачем нам всё это знать

По моему личному мнению, знание понятия и принципов реализации регуляторной реформы всем предпринимателям необходимо в силу следующих причин:

  1. Это понимание новых «правил игры» в сфере контрольно-надзорной деятельности, ведь, помимо отмены ряда нормативных актов, законодательно введены новые принципы реализации проверяющими своих функций — кроме того, предусмотрены способы защиты проверяемыми своих прав и законных интересов.
  2. Это понимание того, какие требования актуальны и какие необходимо соблюдать, а какие попали под масштабную отмену.
Читайте также: каковы пределы действия нормативных актов
Пастухов Михаил Адвокат