Как составить акт уничтожения основного средства

Размер шрифта:

Более не пригодное к эксплуатации основное средство подлежит утилизации. Или попросту — уничтожению. Расскажу, в каких случаях и как составляется акт уничтожения ОС.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Основное средство уничтожается, если его ремонт или модернизация невыгодны или невозможны.
  2. Комиссия компании оценивает степень износа, возможность ремонта и другие детали перед утилизацией.
  3. Комиссия делает заключение, чтобы бухгалтерия могла списать основное средство.
  4. На основании заключения издается приказ об уничтожении основного средства.
  5. Акт уничтожения основного средства подтверждает факт его ликвидации и сохраняется в документации.

В каких случаях уничтожается основное средство

Рачительные хозяева не спешат расставаться с механизмами, машинами, оборудованием или транспортом, даже если случилась поломка или они несколько устарели морально. Объекты основных средств ремонтируют, модернизируют, поддерживают в рабочем состоянии.

Может пригодиться: как определить срок полезного использования ОС

Однако со временем ремонт или модернизация становятся экономически невыгодны или вовсе невозможны.

Физический износ основного средства — одна из причин его уничтожения. Еще есть причины: авария, пожар, стихийное бедствие, приведшие объект ОС к полной непригодности.

Подробнее: что такое износ основных средств

На заднем дворе, в складском закутке, в дальнем углу цеха и даже в офисных помещениях порой встречаются такие отслужившие свой срок бывшие основные средства. Их не используют, но до уничтожения руки не дошли. А надо бы!

Порядок уничтожения основного средства

В своё время мне пришлось столкнуться с необходимостью уничтожения основного средства, когда виновником его гибели стало стихийное бедствие.

Июльской ночью 2016 года над Московской областью разразилась так называемая сухая гроза, за ней последовали сильнейший шквалистый ветер, ливень и даже град. Такой неприятности не пережил вагончик-бытовка, дремавший на территории фирмы у самого ограждения еще со времен строительства производственного цеха. Удар молнии пришелся как раз в него: вагончик загорелся, крыша его провалилась, правда, ливень быстро справился с огнем. Нам даже не пришлось вызывать пожарную службу.

Утром, поглядев на неприглядный и жалкий вид бытовки, мы порадовались, что молния так фатально повредила его, а не офисное здание или производственные помещения, и отправились документировать факт хозяйственной жизни предприятия. Было совершенно ясно, что бытовка восстановлению не подлежит, а нуждается в окончательном уничтожении.

Порядок проведения этой процедуры следующий:

1. Первым шагом к уничтожению основного средства станет приказ руководителя предприятия о создании специальной комиссии. В ее задачи входит оценка:

  • степени износа или повреждения объекта;
  • возможности его ремонта или модернизации для дальнейшего использования;
  • возможности использования деталей, узлов, материалов, получаемых при демонтаже;
  • необходимости привлечения для демонтажа и утилизации объекта ОС сторонних специалистов или специализированной организации.

2. Назначенная комиссия приступает к работе, итогом которой является экспертное заключение.

Если узлы и детали ликвидируемого объекта содержат цветные и/или драгоценные металлы, иные контролируемые компоненты (ртуть, свинец), то их изъятие, определение веса, подготовка к сдаче и сдача на специальный склад тоже входят в задачи экспертной комиссии.

ВАЖНО!
Заключение комиссии является первичным учетным документом, на основании которого бухгалтерия оформит списание основного средства и оприходование пригодных к использованию материалов.
Может пригодиться: как составить протокол заседания комиссии по списанию ОС

В случае с вагончиком-бытовкой фирме не понадобилось привлекать сторонние организации. Но при уничтожении более серьезных объектов это вполне может потребоваться.

3. На основании экспертного заключения издается приказ об уничтожении (частичном уничтожении основного средства).

Подробнее: как составить приказ о списании основных средств

На этом этапе технические службы занимаются демонтажом объекта и аккуратно откладывают в сторонку то, что пригодится в дальнейшей жизни предприятия или планируется к продаже. Не забываем об обеспечении сохранности такого имущества.

  1. Бухгалтерия составляет акт на списание основного средства. Используется типовая форма ОС-4 (ОС-4а для автотранспорта) или бланк собственной разработки, утвержденный в учетной политике.
  2. Приходуются материалы, пригодные для дальнейшего использования или реализации.
  3. Итоговым документом станет акт об уничтожении основного средства.

Кто и зачем составляет акт уничтожения основного средства

Пока шла разборка злополучного вагончика, я позвонила коллеге с вопросом, нет ли у нее бланка акта уничтожения основного средства. Облегчить немного жизнь себе хотелось, что уж тут лукавить.

В ответ услышала, что такой документ и вовсе составлять не надо. Акта по форме ОС-4 вполне достаточно.

Такое мнение мне еще пару раз приходилось слышать, однако к тому времени я уже точно знала, что акт уничтожения ОС составить следует в обязательном порядке.

Согласитесь, иначе процесс ликвидации ОС как будто останавливается в шаге от завершения. Решение о ликвидации принято, комиссия подготовила экспертное заключение, объект ОС снят с учета, оприходованы годные остатки. И дальше?.. Куда делось то, что осталось от объекта? На этот вопрос и отвечает акт об уничтожении основного средства.

Как составить акт уничтожения основного средства

Типовой формы акта нет, он составляется в произвольной форме. Главное, чтобы в нем содержалась вся необходимая информация.

Конечно, при составлении акта следует учитывать требования к обязательным реквизитам первичного документа, перечисленным в п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Помимо обязательных реквизитов, акт содержит следующие данные:

  • состав комиссии, документирующей факт уничтожения ОС;
  • место и основание проведения процедуры утилизации;
  • ее начало и окончание;
  • наименование и идентификационные признаки ОС: инвентарный и заводской номера, год выпуска и т.п.;
  • способ проведения утилизации;
  • сведения о наличии/отсутствии драгоценных и цветных металлов;
  • сведения об узлах, агрегатах, деталях, пригодных к дальнейшему использованию.

Шаблон акта:

Пример заполнения:

Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»

ИНН 1234567890 КПП 121001001

Утверждаю

Директор Петров П.П.

15 декабря 2024 г.

АКТ

утилизации основного средства

№ 1 от 14 декабря 2024 г.

Основание: приказ № 111 от 11.12.2024

Место проведения утилизации: территория ООО «Ppt.ru»

Начало утилизации: 14.12.2024 в 10.00 МСК

Окончание утилизации 14.12.2024 в 20.00 МСК

Комиссия в составе:

Председатель комиссии: начальник АХО Пэпэтэшин П.П.

Члены комиссии:

  1. Главный бухгалтер Пэпэтэшина П.П.
  2. Мастер производственного участка Деловой Д.Д.
  3. Сотрудник пожарной охраны Погорелый П.П.

Материально ответственное лицо: начальник цеха Производственный П.П.

Составила настоящий акт о том, что 14 декабря 2024 г. произведена утилизация основного средства:

Наименование ОС Инв. номер Зав. номер Год выпуска Ед. измерения
Вагончик-бытовка 0123456 38-11-345 2006 шт.

Способ утилизации: разборка и последующее уничтожение деревянных деталей путем сжигания в установленном месте

Содержание: драгметаллов нет

Компоненты, пригодные для дальнейшего использования: нет

Подписи членов комиссии:

Часто задаваемые вопросы по теме

Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.