Что такое коммерческая тайна: основные понятия и ключевые аспекты

Размер шрифта:

Нередко источником успеха работы бизнеса является сохранение в секрете нюансов работы предприятия, позволяющих обходить конкурентов. Для того чтобы информация, секретность которой дает определенные преимущества, не стала известна сторонним лицам, нелишним будет ввести в компании режим коммерческой тайны. 

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Коммерческая тайна — это секретная информация компании, которая помогает зарабатывать больше и оставаться успешной.
  2. Только сам владелец решает, что считать такой тайной и кто может узнать эти секреты.
  3. Определённые данные, как документы компании или численность сотрудников, не могут быть засекречены.
  4. Чтобы скрыть важные сведения, компания должна создать правила и заключить соглашения с сотрудниками.
  5. За нарушение тайны человеку могут грозить штрафы, увольнение или даже уголовная ответственность.

Что такое коммерческая тайна

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ установлено, что коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Простыми словами, это некая секретная информация о компании, ее внутренних процессах, доступ к которой будут иметь только те лица, которым разрешит ее обладатель.

Подробнее: что является коммерческой тайной

Термин «обладатель информации» разумно раскрыть подробнее. Это субъект предпринимательской деятельности, который владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, а также который ограничил доступ к ней и установил в ее отношении режим коммерческой тайны.

Какие сведения могут быть коммерческой тайной

По смыслу пункта 2 статьи 3 ФЗ № 98, что относится к коммерческой тайне, определяет исключительно обладатель информации, потенциально это любые сведения, которые представляют для субъекта предпринимательской деятельности ценность.

Рассмотрим конкретный пример.

Пэпэтешин Петр Петрович имеет намерение купить некий актив в виде предприятия «Ромашка». Пэпэтешина Полина Петровна заинтересована в продаже интересующего Пэпэтешина Петра Петровича предприятия. Пэпэтешин Петр Петрович решил проявить должную осмотрительность, составить объективное впечатление о финансовом состоянии покупаемого предприятия «Ромашка» путем проведения Due Diligence. Процедура Due Diligence позволит Пэпэтешину Петру Петровичу понять, достойно ли предприятие «Ромашка» покупки, есть ли реальные активы, нет ли риска банкротства и т.п. Пэпэтешин Петр Петрович и Пэпэтешина Полина Петровна договорились о том, что специалистам, которые будут заниматься проведением Due Diligence, будет предоставлен доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, а именно к:

  • финансовой отчетности предприятия «Ромашка», бизнес-планам предприятия «Ромашка»;
  • информации об имуществе, обременениях, обязательствах, поручительствах, кредитах и займах, кредиторах и должниках, товарно-денежном обороте и банковских операциях;
  • ко всем заключенным предприятием «Ромашка» договорам и соглашениям;
  • данным о финансовых, правовых, организационных и других взаимоотношениях предприятия «Ромашка» с третьими лицами;
  • информации о зарегистрированных и/или находящихся на регистрации товарных знаках;
  • данным о субподрядчиках, о покупателях услуг (клиентах);
  • иные.

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Перечень таких сведений регламентирован статьей 5 ФЗ № 98, к ним относятся:

  • те, что содержатся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • те, что содержатся в документах, разрешающих заниматься предпринимательской деятельностью;
  • об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии угрозы для отдельных лиц и всего населения (противопожарная безопасность, радиационная обстановка и т.п.);
  • о кадровых вопросах: численность, состав сотрудников, система оплаты труда, условия труда и т.д.;
  • о задолженности работодателей по социальным выплатам и ЗП;
  • о нарушениях законодательства РФ, о фактах привлечения к ответственности за это;
  • об условиях приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о перечне лиц, имеющих возможность действовать от имени организации без доверенности;
  • сведения, которые подлежат разглашению ввиду действия положений иных нормативно-правовых актов;
  • сведения о состоянии окружающей среды (экологическая информация).

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий, госучреждений, некоммерческих организаций перечень немного больше.

ВАЖНО!
Исходя из указанного перечня видно, что он не является исчерпывающим, т.к. в других федеральных законах отражены иные сведения, запрет на разглашение которых не подлежит установлению.

Если давать оценку тому, почему именно на эти сведения не подлежат установлению режим коммерческой тайны, то допустимо обозначить следующее. Если говорить простым языком, то режим конфиденциальности не подлежит распространению на сведения, сокрытие которых создает потенциальную опасность для третьих лиц, и на те, что должны в обязательном порядке подлежать разглашению в силу закона.

Как ввести режим коммерческой тайны в организации

Главная статья: как ввести режим коммерческой тайны

Алгоритм действий прост. Рассмотрим его на примере упомянутого выше предприятия «Ромашка», ответив на вопрос, что предприятию «Ромашка» следует сделать, чтобы ввести режим коммерческой тайны?

  1. Определить объем сведений, которые, по мнению компании «Ромашка», составляют коммерческую тайну.
  2. Подготовить и утвердить Положение о коммерческой тайне компании «Ромашка», в котором отразить основные аспекты: что относится к коммерческой тайне, порядок определения лиц, которым предоставляется доступ, порядок предоставления этого доступа и т.п.
  3. Пометить документы, в которых содержатся сведения, составляющие коммерческую тайну (часто ставятся отметки: «КТ», «Конфиденциально»), или техническим способом ограничить доступ к конфиденциальным сведениям (пароли, перенос информации из доступных для всех сервисов в иные и т.п.).
  4. Заключить с сотрудниками компании «Ромашка», которым предоставлен доступ, соответствующее соглашение о неразглашении.
  5. Контролировать выполнение всеми причастными людьми своих обязательств по неразглашению.

Безусловно, основная проблема заключается не в введении режима конфиденциальности, а в контроле за его соблюдением. Как осуществлять контроль, определяет сама организация.

Например, компания «Ромашка» вправе назначить ответственных лиц, кто будет проводить проверку, кто заходил на тот или иной ресурс, в тот или иной архив, вправе просить предоставления отчетов о целях обращения к тому или иному источнику — носителю коммерческой тайны и т.д. При вменении кому-либо из сотрудников нарушения в виде разглашения коммерческой тайны, компании «Ромашка» необходимо доказать, что:

  • сотрудник знал, что те или иные сведения не подлежат разглашению, что компанией с ним подписано соответствующее соглашение;
  • сотрудник реально сообщил сведения сторонним лицам.

В судебной практике часто встречаются споры, когда контакты клиентов одной организации становятся по каким-то причинам известны их конкурентам. В Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2021 по делу № 88-20234/2021 работодатель вменял это в вину своему работнику, которого уволил. Суд, разрешая спор, посчитал факт нарушения работником режима конфиденциальной информации недоказанным в связи с малым объемом доказательств, представленным организацией.

Что грозит за разглашение коммерческой тайны

Главная статья: виды ответственности за разглашение коммерческой тайны

Вид ответственности Норма права Санкция
Гражданская Статья 15 ГК РФ Если гражданин, получивший доступ к конфиденциальным сведениям, нарушил принятые обязательства по неразглашению, то пострадавшая сторона вправе требовать возмещения убытков, которые она понесла в силу болтливости нарушителя
Уголовная Статья 183 УК РФ Санкция зависит от характера нарушения: штраф/лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью/исправительные работы/принудительные работы/лишение свободы
Административная Статья 13.14 КоАП РФ Для обычных физических лиц — штраф от 5000 до 10 000 рублей
Дисциплинарная Подпункт «в» пункта 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Увольнение работника
Печенкина Анастасия Юрист, налоговый консультант

Закончила ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» (2013-2017 гг. – бакалавриат, 2017-2019 гг. - магистратура). Получен аттестат налогового консультанта.