Коммерческая тайна — это информация, которая имеет экономическую ценность и не является общедоступной. Важность грамотного обращения с такими данными неоспорима, ведь именно они могут стать конкурентным преимуществом вашего бизнеса! В нашем видео мы расскажем о различных видах сведений, которые могут быть классифицированы как коммерческая тайна: от производственных процессов до клиентских баз.
Навигация
Коммерческая тайна: что это такое и как ее защитить
Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит». Практически у каждого предприятия есть какие-либо сведения, которые оно старается защитить от попадания в открытый доступ.
Эта информация имеет высокую ценность для компании — и эта ценность рискует снизиться или вообще пропасть, если сведения попадут в руки третьих лиц. Такая «секретная» информация и называется коммерческой тайной. В нашем новом видео разбираемся в том, что такое коммерческая тайна, что к ней относится и какие последствия могут наступить из-за ее разглашения.
Что такое коммерческая тайна
Понятие коммерческой тайны (КТ) устанавливается в пп.1 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне". Под ней понимается особый режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю получить какую-либо выгоду — например, увеличить доходы предприятия, сократить его расходы, улучшить его положение на рынке и так далее.
Это сведения, крайне важные как для самой компании, так и для ее конкурентов — именно поэтому их необходимо защищать и охранять.
Какие признаки КТ существуют
К коммерческой тайне относятся только те сведения, которые соответствуют следующим условиям:
- принадлежат этой компании;
- обязательно относятся к предпринимательской деятельности фирмы;
- не содержат в себе данных, относящихся к гостайне;
- неизвестны третьим лицам, хотя представляют для них весомый интерес;
- защищены от несанкционированного доступа третьих лиц.
Последний пункт особенно важен. Чтобы КТ была защищена, необходимо ограничить свободный доступ к содержащейся в ней информации и ввести специальный режим КТ. Сделать это можно, например, путем издания локального нормативного акта «Положение о КТ».
Какие сведения могут относиться к коммерческой тайне
Каждая организация самостоятельно определяет, какая информация будет относиться к КТ. Сюда могут входить различные производственные, организационные, экономические, технические и другие сведения, которые реально или потенциально имеют коммерческую ценность.
Главное условие — эта информация не должна быть известна третьим лицам. Если это условие не будет выполняться, то тайна потеряет свою ценность. К такой информации, например, могут относиться сведения:
- о планах развития компании;
- о клиентах, поставщиках, контрагентах, партнерах;
- о финансировании — как внешнем, так и внутреннем;
- о бизнес-идеях и их реализации;
- о мероприятиях налогового планирования;
- о налоговых рисках;
- о переговорах с деловыми партнерами и их результатах;
- о технологических производственных процессах;
- о разработанных предприятием стандартах и так далее.
В разных организациях список сведений, составляющих коммерческую тайну, будет различаться. Составляется он руководителем компании исходя из специфики деятельности конкретной компании.
Какие сведения не могут относиться к коммерческой тайне
Не все данные можно отнести к КТ. В некоторых случаях засекречивание информации не будет иметь смысла, поскольку она не представляет особой ценности для третьих лиц. Например, нет резона скрывать время работы предприятия или другие малозначимые сведения.
В статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» указан полный перечень данных, которые не могут относиться к коммерческой тайне. Например, режим КТ не может быть установлен в отношении информации, которая:
- содержится в учредительных документах фирмы, а также в реестрах ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- содержится в документах, дающих право на предпринимательскую деятельность;
- касается данных об условиях труда на предприятии (включая численность работников, систему оплаты труда, данные о вакансиях);
- касается задолженностей по выплате заработной платы или социальных пособий;
- касается данных о нарушении компанией законодательства;
- касается сведений о противопожарной безопасности или нарушениях экологических норм и так далее.
Как правильно оформить режим коммерческой тайны
Чтобы ввести режим КТ, важно правильно его оформить. Для этого нужно совершить следующие действия.
- Утвердить конкретный перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну. Перечень должен быть предельно конкретным, без размытых формулировок.
- Установить порядок обращения с этой информацией, то есть ограничить к ней доступ. Сделать это лучше всего документально, а не устно — например, можно выпустить специальный приказ или положение.
- Установить список сотрудников, которые будут иметь доступ к этим данным, а также организовать учет лиц, получающих этот доступ. Учет также лучше вести в письменном виде.
- Поставить специальный гриф «Коммерческая тайна» на все носители информации, в которых содержатся сведения о КТ, а также указать обладателя этой информации.
- Обеспечить безопасность данных, составляющих КТ. Для этого все действия по защите КТ нужно письменно зафиксировать и ознакомить с ними ответственных работников под подпись.
- Установить ответственность за разглашение сведений, входящих в КТ.
Что считается разглашением коммерческой тайны
Разглашением коммерческой тайны считается действие либо бездействие человека, из-за которого составляющая коммерческой тайны информация в любом виде (устном, письменном, на цифровом носителе и так далее) попала в руки третьих лиц, если на это не было получено явное согласие обладателя этих сведений.
Например, разглашением будет считаться устный пересказ важных сведений, передача документов или флэшки с информацией, похищение базы данных и так далее. Однако также разглашением может считаться и бездействие, которое привело к утечке сведений.
Так можно квалифицировать непринятие мер безопасности, которое повлекло за собой попадание важной информации к третьим лицам. За разглашение коммерческой тайны сотрудник должен понести ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Каким может быть наказание за разглашение коммерческой тайны
В первую очередь к сотруднику-нарушителю может быть применена дисциплинарная ответственность на выбор работодателя. Это может быть как простой выговор или замечание, так и более серьезные наказания — вплоть до штрафа или прекращения трудового договора с сотрудником.
Правда, для увольнения работодателю придется собрать все доказательства разглашения коммерческой тайны. Они понадобятся, если не согласный с увольнением работник решит отстаивать свои права в суде.
В таком случае работодателю придется самостоятельно доказывать, что увольнение было законным. Он обязан будет подтвердить, что:
- разглашенные работником сведения действительно относились к коммерческой тайне;
- эти данные стали известны сотруднику в результате выполнения им своих должностных обязанностей;
- работник действительно обязался не разглашать полученную им информацию, но нарушил это обязательство.
Иногда также возможно наступление уголовной ответственности. Она может наступить в том случае, если сотрудник получил доступ к КТ незаконным способом — например, путем кражи документов, подкупа ответственных сотрудников, шантажа, угроз и так далее.
В этой ситуации можно получить крупный штраф (до 500 000 рублей) или даже лишение свободы на срок до трех лет. Сумма штрафа и срок заключения могут быть увеличены, если будет доказано, что разглашение КТ привело к крупному ущербу для компании или было совершено из корыстных побуждений.
Кроме того, может наступить и административная ответственность — в случае, если не наступила ответственность уголовная. Штрафы для гражданских лиц за разглашение секретной информации с ограниченным доступом составляют от 5 000 до 10 000 рублей, для должностных и юридических лиц сумма штрафа будет выше — от 40 000 до 50 000 и от 100 000 до 200 000 рублей соответственно.
Еще по теме: как взыскать убытки за разглашение коммерческой тайны
Как защитить коммерческую тайну: итоги
Подведем итоги. Защитить коммерческую тайну поможет правильно установленный на предприятии режим коммерческой тайны, а также наличие всех необходимых документов.
В таком случае фирма будет юридически защищена от ситуаций, в которых возможно разглашение коммерческой тайны, а если разглашение все же произошло, то компания сможет отстоять свои интересы и доказать свою правоту в суде.
Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе – будь с РосКо!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)