Нормативными актами РФ четко установлено, сколько времени налоговая рассматривает заявление гражданина. Продлить рассмотрение разрешено только однажды и не более чем на месяц. Разбираемся в этом вопросе.
Навигация
Какие НПА регулируют сроки рассмотрения обращений в ФНС
Общие правила работы налоговой службы, в том числе время обработки документов в ФНС, регулируются теми же нормативными актами, что и работа других госорганов:
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Кроме того, долго ли ждать ответа ФНС на запросы, установлено отдельным ведомственным регламентом работы, который утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы подать запрос в ИФНС.
Какие сроки рассмотрения установлены законом
Статьей 12 59-ФЗ установлен срок ответа налоговой налогоплательщику на обращение 1 месяц, или 30 дней с момента регистрации документа.
Той же статьей установлено, что в исключительных случаях, а также если для ответа налоговикам необходимо запросить информацию у другого государственного или местного органа власти, срок рассмотрения разрешено увеличить, но не более чем еще на 30 дней. То есть за какое время налоговая должна ответить на запрос в таких случаях — не более чем за 60 дней в целом.
При этом, если налоговики продлевают период работы с письмом, они обязаны уведомить гражданина об этом и разъяснить, сколько заявление в ФНС еще пробудет на рассмотрении и почему.
Аналогичные правила установлены п. 12 Регламента работы, утвержденного Приказом № ММВ-7-7/53@: сколько времени рассматривает заявление инспекция по приказу — 30 дней с возможностью продлить работу с документом еще на 30 дней в исключительных случаях.
Зависит ли срок рассмотрения от способа подачи заявления
Формально то, сколько заявление в ФНС на рассмотрении, не зависит от способа подачи этого заявления.
У гражданина есть несколько вариантов, как направить обращение в налоговую:
- в письменном виде принести его лично в ФНС;
- направить письменное обращение по почте;
- направить электронное письмо через сервис «Обратиться в ФНС России» или через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.
Независимо от способа подачи, служба рассматривает документ 30 дней с момента регистрации.
При этом важно помнить, что регистрация обращения, поданного в электронной форме, происходит в день подачи, а в бумажной — в течение 3 дней.
То есть то, сколько отвечает ФНС на сайте, отличается от того, сколько ждать ответа на письмо, направленное оффлайн. Фактически предельный срок, через сколько отвечают на письма в личном кабинете налогоплательщика, — 30 дней с момента его подачи в электронном виде, поскольку его регистрация произойдет в тот же день. Реальный же период ожидания ответа на письменное обращение — 33 дня, из которых 3 дня — на регистрацию и 30 дней — на ответ.
Аналогично, если налоговики продлят срок ответа, максимально, как долго ждать ответ из налоговой в ЛК, — 60 дней, а максимальный период ожидания ответа на письменное заявление — 63 дня.
Для сведения:
Что делать, если ответ не дали вовремя
Если налоговики опаздывают с ответом, то с их стороны это нарушение как требований закона, так и их внутренних регламентов. Есть несколько вариантов, что делать, если налоговая долго рассматривает заявление в свободной форме и задерживает ответ:
- написать письмо с напоминанием, приложив к нему копию первого обращения с отметкой о дате регистрации;
- написать в вышестоящий орган жалобу;
- обратиться за судебной защитой.
Читайте также: сроки подготовки ответа на требование налоговой инспекции