Попали под жёсткий контроль ЦБ? Не беда! В этом видео — проверенные методы выхода из «красной зоны» без блокировок и потерь.
Навигация
Здравствуйте! С вами Алёна Яковлева, управляющий партнёр компании «РосКо — Консалтинг и Аудит». Что делать, если банк несправедливо присвоил бизнесмену категорию высокого риска? Какие последствия влечёт за собой присвоение красной группы риска проведения операций? Как в будущем клиентам банка снизить риск попадания в «красную зону»?
В России более трёх лет действует система оценки рисков клиента — «Знай своего клиента», так называемый банковский светофор. ЦБ РФ относит компанию или ИП к одной из трёх групп уровня риска совершения подозрительных операций: низкой, средней, высокой степени риска — «зелёная», «жёлтая», «красная» группы соответственно.
Однако не всегда в «красную зону» попадают недобросовестные компании, и тогда возникает вопрос: как быстро и с наименьшими потерями оспорить присвоенную банком группу риска.
Какие последствия грозят бизнесу при попадании в «красную зону»?
Присвоение красного сигнала светофора создаёт серьёзные препятствия для предпринимателей, лишая их возможности в полной мере распоряжаться своими финансами. Банк при этом не проводит операции, за исключением выплаты зарплаты, налогов, компенсаций и переводов для обеспечения жизненных расходов индивидуального предпринимателя.
Банк также не выдаёт остатки средств при закрытии счета, прекращает действие банковских карт и отключает дистанционное банковское обслуживание.
Куда нужно обратиться для оспаривания высокой категории риска?
Бизнесмен не может самостоятельно узнать, какую категорию ему присвоил банк. Однако обслуживающие банки обязаны уведомить клиента о присвоении высокого уровня риска. Если компания попадает в «красную зону», банк должен сообщить об этом предпринимателю в течение пяти рабочих дней с момента присвоения соответствующего сигнала светофора.
В уведомлении кредитная организация обязана предупредить клиента об ограничительных мерах, применяемых при его обслуживании. При этом отказ в проведении банковских операций подлежит оспариванию. Чтобы обжаловать решение, клиент должен обратиться в обслуживающий банк с заявлением о несогласии и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для отказа.
Важно помнить, что обслуживающий банк обязан рассмотреть предоставленные клиентом документы в течение семи рабочих дней. Если по итогам рассмотрения банк принимает решение о реабилитации бизнесмена, вопрос считается исчерпанным.
На практике кредитная организация может запросить дополнительные материалы, а клиент, в свою очередь, имеет право предоставить недостающие документы. Закон не устанавливает ограничений по количеству обращений в банк для реабилитации.
Клиент вправе обратиться в межведомственную банковскую комиссию (МВК), не дожидаясь решения своего банка. Компании и индивидуальные предприниматели могут подать обращение в МВК в течение шести месяцев с момента получения уведомления от банка о применении ограничительных мер. В состав комиссии входят представители ЦБ России и Росфинмониторинга, а её решение подлежит обязательному исполнению.
Клиент может подать заявление в межведомственную банковскую комиссию несколькими способами. Один из них — через интернет-приёмную Банка России на сайте. При оформлении обращения необходимо выбрать тему жалобы «Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии с 115-ФЗ» и приложить подтверждающие документы в сжатом виде.
Также заявление с документами можно передать в бумажном виде в экспедицию ЦБ по адресу: Москва, Сандуновский переулок, дом 3, строение 1. Кроме того, возможно отправить заявление по почте на адрес: 107016, Москва, улица Неглинная, дом 12, корпус В.
Комиссия рассматривает жалобу клиента либо в заочной форме, либо путём проведения очного заседания. В случае очного рассмотрения клиент банка или его представитель имеет право присутствовать на заседании комиссии. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней с момента поступления документов в ЦБ. О принятом решении межведомственная комиссия уведомляет как клиента, так и обслуживающий банк.
Что должно содержаться в жалобе, чтобы она сработала?
Заявление должно содержать определённый перечень сведений, которые указаны методичкой ЦБ РФ. К жалобе приводятся мотивы несогласия клиента с присвоенной высокой категорией риска. Изложенные доводы должны быть подтверждены документально.
Заявителю необходимо предоставить копию бухгалтерской отчётности, оборотки по балансовым счетам, копии договоров с крупнейшими контрагентами, копии договоров аренды помещений, используемых для ведения бизнеса, документы, подтверждающие расходование наличных денег, налоговые декларации, копии трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, а также копии персонифицированных сведений о физических лицах.
Например, клиент обжалует решение о неуплате налогов с зарплаты работников. На самом деле налоги были перечислены через расчётный счёт, открытый в другом банке. В этом случае дополнительно прикладываются сведения о налоговых платежах и платёжное поручение на оплату НДФЛ.
Как снизить риск попадания в «красную зону»?
Проблему легче предотвратить, чем устранять её последствия. Чтобы оставаться в «зелёной зоне», клиенту следует регулярно проверять актуальность сведений, внесённых в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не игнорировать запросы банка и своевременно предоставлять необходимые документы, минимизировать наличные расходы, вовремя оплачивать налоги и сотрудничать с добросовестными контрагентами.
Вывод
Критерии, по которым банк распределяет компании по цветам светофора, не являются тайной за семью печатями. Перечень операций, подпадающих под контроль банка, размещён на сайте ЦБ РФ. Если клиент не согласен с присвоением высокой степени риска, то он может обжаловать решение банка.
На этом всё. Хотите знать больше? Плейлист «Банковское право» — ваш помощник в финансовых вопросах. Узнайте о счетах, кредитах и юридических аспектах работы с банками. Подписывайтесь!
Спасибо, что досмотрели видео до самого конца! С вами была Алёна Яковлева. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе — будь с «РосКо»!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)
Важно
СФР расширил перечень корректируемых сведений персучета