Биржевой Николай

Бухгалтерская отчётность и учётная политика

Многие вопросы, связанные с раскрытием в учётной политике организации особенностей формирования отчётности, мы уже рассматривали. Поэтому главное внимание мы посвятим вопросам, которым ранее не уделили должного внимания.

В очередной раз вспомним про главный документ 2015 года в области бухгалтерского учёта - Приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту». Ещё раз напомню, что данный приказ упразднил в части применения льгот по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности понятие «субъекты малого предпринимательства», заменив его на «организации, имеющие право на упрощённое ведение бухгалтерского учёта». Тем самым база тех, кто имел право вести учёт, и составлять отчётность не в полном объёме, была существенно подрезана, ибо теперь под категорию «бухгалтерских упрощёнщиков» подпали не все малые предприятия, а только те, кто на законодательном уровне был освобождён от проведения обязательного аудита. Применительно к отчётности «упрощение» заключается в следующих моментах:

  • право на составление неполной (упрощённой) отчётности;
  • право на исправление существенных ошибок без исправления показателей бухгалтерской отчётности, как если бы ошибка предшествующего отчётного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчёт)

О том, что такое «упрощённая отчётность», сказано в пункте 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций». Это бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и отчёт о целевом использовании средств, в которых показатели отражаются в укрупнённом виде (только по группам статей без детализации) (более подробно об этом же написано в Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощённой системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства»). Пояснения же и приложения к отчётности «бухгалтерские упрощенцы» вправе и вовсе не заполнять, если их руководство считает, что такая информация ничего особо интересного (на его взгляд) не представляет и не содержит сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности. Право на исправление любых учётных ошибок прошлых (в том числе существенных) в текущем отчётном периоде без ретроспективного пересчёта «бухгалтерским упрощенцам» также досталось от малых предприятий (см. пункт 9 раздела II ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности»). Существенное послабление – не нужно заниматься обратным пересчётом показателей отчётности в графах отчётности, где приведены остатки и обороты за прошлые годы. Впрочем, как все поняли, это именно право, а не обязанность организации. «Бухгалтерский упрощенец» может и не пользоваться указанными преференциями, и вести учёт, и составлять отчётность по общим правилам. На практике, впрочем, случается, что такой «упрощенец» может использовать не все указанные здесь льготы, а только часть. Например, вести учёт по упрощённой схеме, но отчётность предоставлять в полном объёме (с расшифровками статей и подробными приложениями), либо наоборот. Важно указать данные о своём выборе в учётной политике. Чтобы зафиксировать свои права и обязанности в данном вопросе… От тех, кто вправе упрощать свою отчётность, плавно переходим к остальным организациям, у которых тоже есть определённые права при выборе возможных вариантов при формировании отчётности. Бухгалтерской отчётности посвящена статья 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». По общему правилу (пункт 3 статьи 13) отчётность организации составляется по итогам отчётного года. С этим всё ясно. А нужно ли составлять промежуточную отчётность? Как вам будет угодно, отвечает на это законодатели в пункте 4 той же статьи. Если собственники (учредители) решат, что это необходимо, значит, организация будет её составлять. За абсолютно любой период – квартал, месяц, декаду, на любую дату по требованию. Не для того, чтобы её куда-то пересылать – исключительно для собственных целей. Понятно, что такая информация в обязательном порядке должна присутствовать в учётной политике. Тут, естественно, основным критерием выступает волеизъявление собственника – насколько часто он хочет получать официальную (то есть оформленную по всем правилам и требованиям) отчётную информацию о деятельности организации.


Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике"