01.07.2022 вступили в силу изменения в 223-ФЗ, которые, в том числе, устанавливают правило о недопустимости для руководителей заказчика и членов его комиссии конфликта интересов при проведении тендеров. Разъяснения о том, как применять эту норму, Минфин запросил в Минтруде.
В соответствии с Указом президента РФ от 02.04.2013 № 309, органом государственной власти, уполномоченным разъяснять нормы о противодействии коррупции и, в частности, о работе с конфликтами интересов, является Минтруд. В этой связи после вступления в силу новой редакции 223-ФЗ Минфин, желая прояснить порядок применения новых антикоррупционных правил, направил в Минтруд запрос, в котором задал следующие вопросы:
- обязаны ли заказчики разрабатывать внутренние правила, по которым руководитель организации или член комиссии уведомляет работодателя о возникшем конфликте интересов;
- необходимо ли снимать с должности или отстранять от работы руководителя или члена комиссии, если у него он возник;
- должен ли такой сотрудник заявлять самоотвод от занимаемой должности;
- обязаны ли должностные лица, у которых возникла личная заинтересованность, передавать в доверительное управление принадлежащие им ценные бумаги, доли или паи;
- необходимо ли уволить сотрудника, который не предпринял меры по урегулированию или недопущению такой ситуации.
По этой теме:
В ответ на запрос Минфина Минтруд направил письмо от 07.09.2022 № 28-6/ООГ-1214, в котором пояснил, что, будучи органом, уполномоченным комментировать нормы законодательства о противодействии коррупции, он не является ведомством, в чью компетенцию входит разъяснение положений 223-ФЗ.
При этом Минтруд дал некоторые разъяснения по поводу направленных ему вопросов, пояснив, что:
- заказчики обязаны разработать внутренние документы, в которых установить порядок уведомления о возникшей личной заинтересованности;
- работодатель обязан предпринимать действия по недопущению конфликта и для этого он вправе применять к должностным лицам меры, перечисленные в п. 4 и 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ. В числе таких мер, например, отвод заинтересованного лица;
- заинтересованные лица, владеющие акциями, паями или долями в организации, обязаны передавать их в доверительное управление;
- Трудовым кодексом РФ допускается увольнение сотрудника в связи с утратой доверия, если он не предпринял действий по предотвращению конфликта интересов.
Таким образом, в целом, Минтруд согласился со всеми мерами, которые в своем обращении перечислил Минфин.