В планах Минэкономразвития РФ на 2022 год — кардинальное изменение налоговой системы в России. Чиновники хотят упразднить существующую дифференцированную систему налогообложения, упразднить налог на прибыль, НДС и страховые взносы и ввести вместо них единый для всех налог на оборот.
Что случилось?
Минэкономразвития России включило в проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2022 год внесение кардинальных поправок в Налоговый кодекс РФ о введении в России единого оборотного налога. Авторы инициативы отмечают, что в российской правоприменительной практике отсутствуют принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 статьи 3 НК РФ. В ней сказано, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению. Однако на практике это не так, как считают в МЭР.
Вместо четырех налогов — один
Сейчас в силу требований НК РФ, как отмечают разработчики инициативы, налогоплательщики на общей системе налогообложения при прочих равных условиях должны платить в бюджеты бюджетной системы РФ следующие дифференцированные налоги и взносы:
- НДС — по общей ставке 20%;
- налог на прибыль — по общей ставке 20%;
- НДФЛ —13% от фонда оплаты труда (удерживается с работников);
- обязательные страховые взносы в пенсионный, социальный и медицинский фонды — 30% от фонда оплаты труда;
- налог на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.
В зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций, работающих в разных экономических сферах (строительство, транспорт, ЖКХ, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и т.д.), составляет около 24–27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из транспортно-энергетического комплекса и торговли — 6–14% к выручке, что в 2–4 раза меньше. Сами налоговики подтверждают, что в зависимости от сферы деятельности налогоплательщики на общей системе налогообложения платят в бюджет по-разному — в пределах от 5% до 30% доходов.
Как заметили чиновники, возникает неравенство из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции. Некоторые отрасли получают значительную экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а другие несут сверхвысокую нагрузку по тем же налогам. Как отмечают авторы законопроекта:
В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт).
Решить проблему чиновники предлагают введением единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке. Этот новый налог должен заменить четыре основных налога и сбора:
- НДС.
- Налог на прибыль.
- Страховые взносы.
- НДФЛ.
Если идея МЭР найдет поддержку, то налогоплательщиками нового налога на оборот смогут стать организации или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям. Объектом налогообложения будет реализация товаров, работ или услуг путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ, а также возмездное оказание услуг. Ставка налога составит 6,2% от всей полученной в результате реализации товаров выручки.
По аналогии с самозанятыми гражданами МЭР предлагает ввести упрощенное администрирование нового налога:
- безакцептное списание суммы налога при каждом поступлении средств на расчетный счет налогоплательщика или при инкассации наличных денег в ритейле;
- упрощенная отчетность и взаимодействие с налоговой службой.
В результате МЭР хочет получить оптимизацию российской системы налогообложения и обеспечение реализации принципа равенства налогов для всех отраслей. Простота налогового администрирования должна вывести бизнес из тени и обеспечить защиту от уклонения от уплаты налогов. В результате новая система, как считают чиновники, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.