Федеральные стандарты бухгалтерского учета — это уже не новое понятие. Ведь первая порция нововведений была датирована 2018 годом — были введены первые пять ФСБУ. В 2019 году вступают в силу еще пять Приказов Минфин — ФСБУ. Разберемся в сути нововведений подробнее.
Навигация
Новые стандарты по БУ применимы только для учреждений госсектора. Коммерческих компаний и предпринимателей данные нововведения не коснутся. Все новшества закреплены соответствующими Приказами Минфина РФ:
- №278н — Отчет о движении денежных средств.
- №274н — Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
- №275н — События после отчетной даты.
- №32н — Доходы.
- №122н — Влияние изменений курсов иностранных валют.
Применение этих Приказов Минфин обязательно уже с января. Например, бухгалтерскую финансовую отчетность за 2019 год бюджетники обязаны формировать уже по новым правилам. Однако есть некоторые разделы, которые вступят в действие с отсрочкой. К примеру, положения о составлении отчета о движении денежных средств в части отражения информации о финансовых инструментах станут обязательными только к отчетности 2020 года.
Теперь подробно разберем суть нововведений.
ФСБУ «Отчет о движении денежных средств»
Введенный отчет новым назвать нельзя, так как бюджетники его заполняют несколько последних лет. Унифицированных форм две:
- Для бюджетных и автономных учреждений бланк ф. 0503723, утвержден Инструкцией №33н.
- Для казенных учреждений — ф. 0503123, утвержден Инструкцией №191н.
Сам отчет предназначен для формирования информации о поступлении и выбытии денег внутри экономического субъекта, а также об изменении остатков средств на счетах и в кассе учреждения. В форму вносятся сведения не только о денежных активах, но и об их эквивалентах.
Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 устанавливает общие правила и требования к составлению этого вида отчетности. Как и прежде форму следует заполнять в разрезе кодов КОСГУ, с учетом аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете организации.
Все операции, включаемые в отчетность, классифицируются на:
- Текущие — это поступления и выбытия денежных средств организации, направленные на реализацию основных функций и полномочий, возложенных на данный экономический субъект. Например, текущими поступлениями можно считать субсидии на выполнение госзадания, поступление арендной платы за пользование гос/мун имуществом. А текущими выбытиями можно считать расходы на оплату труда, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом по налогам, сборам, взносам и так далее.
- Инвестиционные — те операции, которые направлены на приобретение объектов основных средств, нематериальных и непроизводственных активов, приобретение финансовых инструментов, которые не относятся к эквивалентам денсредств, а также предоставление заимствований и их погашение.
- Финансовые — это отдельный вид операций, который характеризуется изменением размера и состава заемных средств организации.
Обратите внимание, что операции, которые невозможно классифицировать однозначно, то есть если возникают сомнения по отнесению к конкретной категории, следует отражать в составе текущих операций.
При составлении отчета о движении денежных средств необходимо учитывать характерные особенности. К примеру, денежные операции разных типов следует учитывать раздельно. Так, если один платеж или поступление состоит из разных типов операций, их нужно отражать в отчетности отдельно друг от друга. К примеру, платеж в счет погашения займа поступил одной суммой, однако платеж по основному долгу следует отразить в составе финансовых операций, а вот погашение процентов по займу — уже отнести в состав текущих операций.
К тому же все денежные потоки следует отражать исключительно в чистом виде. Это означает, что если в отчетном периоде были произведены возвраты денежных средств, их также нужно учесть при заполнении отчетной информации: при определении поступлений возврат придется вычесть, а при исчислении выбытий — наоборот, прибавить.
Если операции были произведены в иностранной валюте, то необходимо произвести грамотный пересчет в рубли. Причем пересчет следует производить по курсу, определенному на дату свершения операции.
Также новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет особенности отражения информации пояснительной части бухгалтерской финансовой отчетности.
ФСБУ «Учетная политика»
Общие положения о правилах и требованиях к формированию Учетной политики учреждений государственного сектора определяет Инструкция №157н. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 практически дублирует действующий документ. Однако есть существенные дополнения, которые придется учесть при составлении Учетной политики на 2019 год.
Подробнее обо всех изменениях, которые следует учесть в специальной статье: «Новое в учетной политике в 2019 году».
ФСБУ «События после отчетной даты»
Порядок и правила отражения соответствующих событий в бухучете и отчетности учреждения. Напомним, что таковыми событиями следует признавать те:
- которые могут повлиять или уже повлияли на финансовое состояние, результаты деятельности учреждения, а также на потоки движения денежных средств;
- которые произошли в период между отчетной датой, и днем утверждения бухгалтерской финансовой отчетности.
Отметим, что ранее законодательство не содержало каких-либо положений о правилах отражения событий после отчетной даты. Такие решения учреждения принимали самостоятельно и закрепляли в учетной политике. Приказ Минфин №275н исправляет данную ситуацию.
Новый ФСБУ 2019 устанавливает:
- Как следует классифицировать факты хозяйственной деятельности учреждения как события, имеющие место после отчетной даты.
- По каким правилам бухучета следует отражать данные факты хозяйственной жизни субъекта.
- Какими правилами следует руководствоваться в части отражения информации об аналогичных событиях при составлении финотчетности.
А вот существенность данных фактов для отражения в отчетной информации учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в Учетной политике.
Обратите внимание, что поступление первичной документации после отчетной даты по уже возникшим в отчетном периоде фактам хоздеятельности госучреждения не является событием после отчетной даты, так как факты хоздеятельности признаются в бухгалтерском учете в момент их возникновения. Если таковые документы поступили до момента подписания финансовой отчетности, то организация попросту обязана их зарегистрировать в отчетном периоде. В противном случае принцип допущения временной определенности операций будет нарушен.
События после отчетной даты следует разделать на два вида:
- те, что подтверждают условия хозяйственной деятельности учреждений;
- те, что указывают на условия деятельности субъекта.
В зависимости от вида события определяется порядок внесения соответствующих записей в бухучете. Так, например, событие, подтверждающее условие деятельности, следует отразить в бухучете в последний день отчетного периода — 31 декабря соответствующего года. А вот события, указывающие на условие, регистрируют в учете в периоде, следующем за отчетным, то есть уже новом году.
Если же событие было выявлено уже после сдачи отчетности, но до момента ее утверждения, то решение о внесении изменений принимает контролирующий финансовый орган, или же учредитель, принимающий отчетность. В данном случае все зависит от существенности факта хозяйственной деятельности.
ФСБУ «Доходы»
Термин «Доходы» в сфере госучреждений был определен еще в 2018 году, так ФСБУ «Концептуальные основы БУ и отчетности» определил данное понятие. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 не противоречит положением Приказа Минфина №265н, но раскрывает порядок изменения структуры доходов, а также определяет правила отражения информации в финотчетности.
Итак, доходом следует считать результат свершения операции или наступления определенного события, от которых ожидается получение экономической выгоды, иже положительного полезного потенциала. Однако введено новое условие: сумма дохода должна быть конкретно определена.
Причем положения нового ФСБУ следует применять не во всех случаях: так, к примеру, при продаже ОС и НМА, сдаче госимущества в аренду или по договорам безвозмездного пользования, а также в иных случаях Приказ Минфин №32н не применим (пункт 4 Приказа №32н).
Все доходы объединены в две большие группы. Так, доходы могут быть получены от обменных или же необменных операций. В первую группу следует включать доходные поступления от имущества, собственности и реализации. Ко второй относят поступления доходов от налогов, сборов, взносов, штрафов, пеней, неустоек, а также от безвозмездных поступлений из бюджетов. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет подробный порядок определения доходов к конкретному виду.
Ключевые моменты:
- Доходы следует классифицировать по группам в отдельности по каждой свершенной операции.
- Сумму ожидаемого дохода или же полезного потенциала необходимо оценивать в полном объеме.
- Если конкретную операцию невозможно отнести к конкретной группе, то следует классифицировать сразу несколько взаимосвязанных фактов хозяйственной деятельности.
- Если в рамках одной операции можно выделить сразу несколько фактов, то доходы по ним относят к соответствующей учетной группе.
Также стандарт определяет состав информации, которую необходимо раскрывать в пояснительной части отчетности. А вот при первом применении стандарта применять ретроспективное раскрытие информации не нужно.
ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют»
Ни для кого не секрет, что абсолютно все операции и факты хозяйственной деятельности, свершенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рублевый эквивалент. Причем пересчет проводится по соответствующему курсу валют на дату свершения операции/факта.
Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета 2019 определяет:
- Единый и общепринятый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в инвалюте, в российские рубли. Согласно новому ФСБУ, все виды активов и обязательств следует классифицировать на монетарные и немонетарные операции. В зависимости от их вида определяется и ключевой способ отражения и проведения пересчетов. К тому же стандарт определяет, что далеко не все операции должны быть пересчитаны в рубли.
- Методы пересчета стоимости показателей и активов, которые обязаны применять учреждения, ведущие свою деятельность за пределами Российской Федерации. Так, положения ФСБУ устанавливают, что загранучреждения вправе вести учет активов и обязательств в ином порядке. Например, организация может вести учет полностью в иностранной валюте, но производить соответствующий пересчет при формировании отчетности, либо следовать общепринятым нормам.
- Порядок отражения в финансовой отчетности информации о произведенных пересчетах. При составлении отчетности следует учитывать характерные особенности. Так, при пересчете стоимости объектов бухгалтерского учета непременно возникают курсовые разницы, как положительные, так и отрицательные. Следовательно, учреждение должно отразить возникшие курсовые разницы в финансовом результате деятельности текущего отчетного периода.
Обратите внимание, что учреждение должно отразить ключевые аспекты и правила пересчета операций в инвалюте на российские рубли в своей Учетной политике.