Регистрация ИП в ПФР — это процедура постановки на учет, предусмотренная законодательством, с присвоением регистрационного номера. В статье описано, каким образом сейчас осуществляется регистрация ИП В ПФР.
Навигация
Регистрация ИП в Пенсионном фонде необходима, эта процедура установлена и регулируется законом. В связи с последними изменениями в законодательстве и принятием важных поправок в нормативные акты относительно порядка уплаты налогов и взносов часто субъекты хозяйственной деятельности не владеют достаточным объемом информации и задаются вопросами: как встать на учет в ПФР ИП, нужно ли ИП регистрироваться в ПФР. Законы меняются достаточно часто, уследить за этим трудно. Поэтому о том, как зарегистрировать ИП в Пенсионном фонде и нужно ли для этого что-то делать предпринимателю, расскажем в статье.
Обязательность процедуры регистрации
Индивидуальный предприниматель, согласно действующему российскому законодательству, должен уплачивать не только обязательные отчисления в бюджет в установленных случаях (проще говоря, платить налоги). Есть у такого хозяйствующего субъекта и другие финансовые повинности. В том числе перечисление взносов в ПФ РФ: как за самого себя, так и за наемных работников.
На практике это означает также необходимость регистрации в ПФ РФ для идентификации плательщика взносов и, в том числе, для обеспечения оперативности в документообороте.
Кроме ФНС, гражданин, ведущий предпринимательскую деятельность, в обязательном порядке должен встать на учет в:
- ПФ РФ;
- ФСС;
- ФФОМС.
Как в настоящее время регистрируются
Ранее, до 2017 года, регистрация в ПФР ИП как работодателя производилась в заявительном порядке. Регистрация ИП в ПФР без работников осуществлялась автоматически. Сейчас, чтобы встать на учет во внебюджетные фонды, гражданину не нужно отдельно писать заявление (кроме случая постановки на учет в ФСС в качестве работодателя). Никаких действий для этого предпринимать не следует.
В настоящее время законом 129-ФЗ в ст. 11 установлено, что специалисты налоговой инспекции после того, как зарегистрируют гражданина в новом статусе ИП, сообщают об этом в течение одного рабочего дня в соответствующее отделение ПФ РФ. Из статьи убрали положение о том, что для постановки на учет ИП необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ РФ с заявлением и пакетом документов.
После этого в течение 3 рабочих дней ПФ РФ ставит предпринимателя на учет. Затем также специалисты ПФ РФ производят следующие действия:
- направляют электронное (бумажное — по запросу) уведомление с регистрационным номером;
- предоставляют данные об ИП в отделение ФФОМС по месту жительства гражданина (п. 4 ст. 17 закона № 326-ФЗ).
Самостоятельно гражданину никаких документов подавать не нужно даже после того, как у него появятся работники. Постановка на учет производится на основании ведомственного обмена сведениями. Также напомним, что обязательные взносы (за исключением взносов на травматизм) сейчас уплачиваются в ФНС, которая занимается их администрированием.
Важный практический совет: регистрационный номер в ПФР можно узнать по телефону, а также из выписки из ЕГРИП, которую можно заказать в налоговой инспекции на электронном носителе онлайн.
Выводы
Итак, поясняем коротко: в настоящее время регистрация ИП в качестве страхователя в ПФР происходит без участия гражданина, ведущего предпринимательскую деятельность.
Теперь на вопрос, должен ли ИП регистрироваться в ПФР, есть точный ответ: нет, не должен, это делается автоматически сотрудниками отделения Фонда на основании поступившей из ФНС информации. И не имеет значения, есть ли у предпринимателя наемные работники или нет. Эту информацию подтверждает информация на официальном сайте Фонда.
Может пригодиться: пример заполнения заявления на регистрацию ИП