10 ноября 2020 года весь мир отмечает День бухгалтера. В нашей праздничной публикации мы послушаем, что о своей профессии думают наши авторы-эксперты, и расскажем о том, какой он — бухгалтер-2017. Желаем бухгалтерам удачи в работе и легких проверок!
Навигация
Итак, мы расспросили наших авторов — экспертов в области бухгалтерского и налогового учета — об их житье-бытье. И вот что они нам рассказали.
Суровые будни российского бухгалтера
1. Какое максимальное количество фирм вы вели одновременно?
Светлана Пятвол: 7.
Ирина Агафонова: Максимальное количество компаний, которые я вела одновременно и без посторонней помощи, — 6 ООО и 15 ИП. В рамках организаций, где я работала, мне приходилось контролировать ведение учета в 40 компаниях. Но при этом я не вела учет и не составляла отчетность, только контролировала и осуществляла методологическую поддержку.
Татьяна Солтык: В период, когда я этим занималась, вела одновременно 6 фирм.
2. По каким стандартам ведете учет (ПБУ, МСФО)?
Светлана Пятвол: ПБУ.
Ирина Агафонова: Веду учет по стандартам РСБУ, для целей МСФО выполняла трансформацию данных РСБУ.
Татьяна Солтык: Вопрос применения тех или иных стандартов учета не в компетенции бухгалтера. Организации, работающие в России, обязаны исполнять российское законодательство. То есть учет всегда ведется так, как определено законом. К сожалению, в России положение с учетом нельзя назвать благополучным, поскольку систем учета чрезмерно много. Бухгалтерский учет, отдельно — налоговый, несколько упрощенных систем. Плюс обязанность части организаций составлять консолидированную отчетность по международным стандартам. Отдельные системы учета в банковской сфере, страховании, бюджетной сфере. И при этом ни одна из перечисленных систем учета и отчетности не способна адекватно отразить экономическую реальность. В общем, надо что-то делать с регулированием бухгалтерского учета.
3. Перечислите самые полезные для бухгалтера программы, которыми вы пользуетесь.
Светлана Пятвол: 1С, Консультант+, Контур-Экстерн, Диадок.
Ирина Агафонова: Самые полезные программы для бухгалтера, на мой взгляд, это 1С Бухгалтерия фреш, сервисы сайта ФНС.
Татьяна Солтык: Правовые базы, Exсel, 1C и многие другие.
4. К какому источнику вы обращаетесь за профессиональной информацией в сложных случаях?
Светлана Пятвол: ПБУ, НК РФ, Консультант+.
Ирина Агафонова: Мои любимый источник профессиональной информации — справочно-правовые системы Консультант плюс и Информационно-технологическое сопровождение пользователей (ИТС) от компании 1С.
Татьяна Солтык: Лучший советчик — это нормативный акт.
5. На какой профессиональный семинар вы бы хотели сходить, но он почему-то не проводится?
Светлана Пятвол: Когда я и попадаю на семинары, то очень редко получаю какую-либо новую информацию. Наверное, потому, что моя работа связана с консультациями бизнеса и мне приходится следить за всеми изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве.
Ирина Агафонова: Особенной потребности в семинаре по бухгалтерским и налоговым вопросам нет, все изложено в Налоговом кодексе и ПБУ. Интересен опыт автоматизации и организации учетных процессов.
Татьяна Солтык: Мечтала бы попасть на семинар: «Порядок перехода к единой государственной системе учета». Я имею в виду единую для всех методическую и нормативную базу, т.е. в стране должен появиться учет. Не налоговый, не упрощенный, не какой-нибудь еще, а просто учет. Один для всех. И нормативная база, которая не меняется десятилетиями. Конечно, это мечта. Однако ее реализация с технической и профессиональной точки зрения — вопрос несложный. А вот наличие политической воли для такой реформы — это, к сожалению, уже из области фантастики. Возможно, делу могло бы помочь новое профессиональное объединение бухгалтеров и аудиторов.
6. Какой документ вас удивил в 2020 году (нормативный акт или разъяснение Минфина, ФНС и т.д.)?
Светлана Пятвол: До сих пор удивляют разъяснения Минфина и ФНС о применении ККТ продавцом в случае оплаты физическим лицом приобретенного товара и услуги через банк.
Ирина Агафонова: Изменение, внесенное в Налоговый кодекс, согласно которому плательщик не может уменьшить налоговую базу или сумму налога, если он исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объекте налогообложения. Поскольку нет перечня того, что считается искажением факта хозяйственной жизни, то трактовка может быть самой неожиданной, все зависит от фантазии проверяющих.
Татьяна Солтык: Постоянный шантаж правительства о ликвидации бухгалтеров как класса.
7. Какой самый необычный вопрос вам задавал налоговый инспектор?
Светлана Пятвол: Не могу сказать... Я сама более 12 лет проработала налоговым инспектором. И возможно, моим налогоплательщикам иногда и казалось, что я задаю необычные вопросы. Необычный вопрос от налогового инспектора не вспомню, а вот странный — был. Когда на мои пояснения о расхождении расходов в налоговом и бухгалтерском учете я упомянула, что организация применяет ПБУ 18/02, налоговый инспектор спросил — что это за ПБУ?
Ирина Агафонова: Налоговые инспекторы не перестают удивлять перечнем документов, требуемых от организации при проверке. Значительная часть истребуемой информации ФНС имеет в виде сданных отчетов, информацию о расчетных счетах и движении по ним ФНС также получает напрямую из банков, но продолжает требовать представить им эту информацию.
Татьяна Солтык: Необычных вопросов не было. Был случай, когда после выигранного дела в суде, инспектор, случайно встретив меня в городе, перешла на другую сторону улицы. Взглянув на нее, я поняла — мы сегодня «не знакомы». Встретившись через некоторое время, мы оказались снова хорошими знакомыми. Весело болтали в коридоре суда и произносили громкие речи на заседаниях.
8. Если бы можно было начать все сначала — выбрали бы Вы профессию бухгалтера?
Светлана Пятвол: Не считаю себя бухгалтером «чистой воды». Но я нисколько не жалею, что выбрала профессию налогового консультанта.
Ирина Агафонова: Профессия бухгалтера — это упорядочивание информации, на сегодняшний день работа с информационными потоками особенно актуальна. Возможно, я бы и не выбрала профессию бухгалтера, но в моей нынешней профессии мне нравится именно укрощать информацию.
Татьяна Солтык: Да, не задумываясь. Хотя вначале очень сомневалась.
А теперь немного всеми любимой статистики.
Собрались как-то за столом 10 бухгалтеров...
Если бы вечером 10 ноября, в свой праздничный день, 10 бухгалтеров со всей страны собрались отпраздновать свой профессиональный праздник, то кого бы мы увидели? Давайте с ними познакомимся.
Во-первых, среди них были бы мужчины и женщины, конечно. Гендерный дисбаланс налицо.
Бухгалтеры знают самые жгучие тайны любой компании, а именно: у кого какая зарплата. И хоть не существует какой-то особенной клятвы бухгалтера (наподобие клятвы Гиппократа), но зато есть условие о неразглашении коммерческой тайны, обычно добавляемое в трудовой договор с бухгалтером. Поэтому чаще всего сведения о зарплатах не распространяются широко. Но как же хочется знать: сколько получает сам бухгалтер? Сейчас мы вам расскажем. Данные собраны со всей страны, и региональной специфики в них нет, значения — усредненные.
Есть и еще немного фактов: 9 из 10 бухгалтеров имеют высше образование, 8 из 10 работают в коммерческих структурах, а 2 — в государственных учреждениях.
И если бы они решили поменять работу, то на 1 вакансию бухгалтера было бы 7 претендентов!
Справка. Почему 10 ноября — Международный день бухгалтера
Международный день бухгалтера празднуется 10 ноября, потому что в этот день в 1494 году была издана книга Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, отношений и пропорций». Кроме множества сведений по перечисленным в названии предметам книга содержит руководство по венецианской двойной бухгалтерии. До Пачоли об этом никто не писал.
Кстати, на вопрос о том, когда в России празднуется профессиональный праздник бухгалтера, однозначного ответа нет: это и 21 ноября, и 28 ноября, а в некоторых регионах есть свои даты.