Навигация
Общественности торжественно представили проект принципиально нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Над его созданием трудилась целая комиссия специалистов под эгидой Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. При этом, костяк авторов нового КоАП принадлежит к партии "Единая Россия". В частности, одним из авторов законопроекта выступил лично председатель комитета Владимир Плигин.
Однако, несколькими днями ранее на рассмотрение Государственной Думы РФ уже поступил другой аналогичный проект, имеющий рабочее название Кодекс административной ответственности Российской Федерации (КАО РФ). Автором этого проекта выступает депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Александр Агеев, который, кроме того, является заместителем Плигина по комитету. Таким образом, на фоне одного старого, но действующего КоАП РФ, есть два проекта новой версии Кодекса об административных правонарушениях и ответственности за них, во многом спорящие друг с другом.
Спор во имя спора
Инициатива, которую выдвинула "Единая Россия", заключается в изменении градацию административных нарушений и дифференцированном повышении штрафов и других мер ответственности за них. Главной задачей, которую ставили перед собой единороссы, является систематизация КоАП, в который с момента его вступления в силу в 2015 году было внесено более 300 поправок. Оппозиционный блок в Государственной Думе начал критиковать эту инициативу еще до ее публикации. Депутатам не понравились "бессистемный рост числа составов административных правонарушений и регулярное увеличение размеров штрафов" Именно так охарактеризовал проект единороссов автор альтернативного проекта Александр Агеев. Депутат считает, что его оппоненты идут не по тому пути и, тем самым, нарушают принципы справедливости и обоснованности административных наказаний, а также индивидуализации и соразмерности административных штрафов.
[C=1329]
По мнению Агеева, его собственный законопроект учитывает все эти нюансы. Ведь в нем полностью изменена структура будущего Кодекса административной ответственности. Даже сами штрафные санкции депутат предлагает исчислять не в привычных рублях, а в неких "расчетных показателях". По его мнению, это избавит депутатов от необходимости постоянно вносить в Кодекс поправки, связанные с изменением размера штрафов.
[C=1330]
Кроме того, в проекте Агеева штрафные санкции предусмотрены в гораздо более щадящем виде, чем в проекте единороссов. Некоторые виды административной ответственности, предусмотренные действующим КоАП РФ, депутат вообще предлагает упразднить. Как, например, ликвидацию юридического лица за совершенные им правонарушения. Парламентарий уверен, что эта мера нередко приводит к коррупционной подоплеке при возбуждении административных дел и сведению счетов.
В законопроекте, представленном Владимиром Плигиным, напротив, ужесточается и усиливается административная ответственность. Перечень административных мер существенно расширен.
[C=1331]
Некоторые размеры штрафов увеличены в несколько раз. Так, за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции может быть установлен штраф в размере до 15 тысяч рублей, вместо действующего сейчас предельного размера в 1 тысячу рублей. А максимальный штраф за фиктивное и преднамеренное банкротство, в том числе для граждан возрастает с 10 тысяч до 200 тысяч рублей. Предпринимательская деятельность без лицензии обойдется нарушителям в полмиллиона рублей.
Самые существенные повышения административных штрафов предусмотрены за нарушение предвыборного законодательства. Этот вид правонарушений выделен в проекте в отдельный раздел и больше всего задевает политических оппонентов "Единой России". Так, штраф за «незаконное использование денежных средств» во время предвыборной компании может увеличится до 7 миллионов рублей, а за подкуп избирателей придется ответить 10 миллионами рублей. Учитывая, что такая ответственность предусмотрена персонально по отношению к кандидатам, представители других партий называют ее избыточной и только создающей видимость демократизации.
[C=1327]
В результате такой полемики, развернувшейся вокруг Кодекса об административных правонарушениях, остается неясным, каким образом парламентарии собираются улаживать разногласия и искать точки соприкосновения. Ведь положительные стороны есть в обоих проектах, как отмечают сами законотворцы.
Плюсы проекта КоАП РФ от партии "Единая Россия"
В проекте единороссов все административные правонарушения разделены на грубые, существенные и наименее существенные. И, хотя оппоненты проекта критикуют такую градацию, проводя аналогию с Уголовным кодексом, она все же призвана упростить практику административных наказаний.
[C=1328]
Несмотря на такие заявления Вадима Соловьева, в проекте КоАП от "Единой России" предусмотрен ряд мер, которые основаны именно на подразделении административных преступлений по степени тяжести, но призваны облегчить участь граждан. Так, за совершение наименее существенных правонарушений, с учетом смягчающих обстоятельств, суды получат возможность назначать административные штрафы ниже низшего предела. Кроме этого, небольшие штрафы можно будет взыскивать напрямую, путем удержания необходимых сумм из зарплат, пособий или пенсий. Это сократит издержки неплательщиков и возможность оперативно взыскивать штрафы в бюджет.
Авторы инициативы также предусмотрели возможность полного освобождения от административной ответственности, если правонарушение было совершено в результате приказа или распоряжения должностного лица при исполнении служебных обязанностей. В этом случае к административной ответственности должно быть привлечено лицо, которое издало приказ или распоряжение. Правда, эксперты отмечают, что освобождению от административной ответственности не подлежит лицо, "совершившее деяние во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения". При этом само понятие о заведомо незаконном приказе или распоряжении в проекте не раскрывается.
В проекте КоАП появились, по аналогии с Уголовным кодексом РФ, новые для административных правонарушений понятия длящегося и продолжаемого правонарушения. О необходимости такой меры было в свое время упомянуто в постановлениях пленумов Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ. Именно от этих понятий зачастую зависит исчисление сроков давности по правонарушениям. За неуплату любых долгов становится возможен арест имущества еще до момента подачи искового заявления суд об их взыскании. В целом, КоАП станет более жестким, если законопроект "Единой России" получит поддержку и будет принят. Нумерация статей, кстати, при этом также изменится.
Плюсы проекта КАО РФ от партии "Справедливая Россия"
Проект КАО РФ Александра Агеева намного мягче и либеральнее. Как уже было указано, его главной отличительной чертой является упрощение порядка исчисления размеров административного штрафа, благодаря введению расчетного показателя (базовой величины). Такие принципы применяются в Кодексах об административной ответственности в государствах Таможенного союза - Казахстане и Белоруссии. Поэтому автор законопроекта уверен, что это позволит сблизить и унифицировать, в том числе, административную ответственность в рамках ТС. Первоначально базовая величина, по мнению Александра Агеева, должна быть установлена на уровне 1 тысячи рублей.
В основу Общей части КАО РФ включены нормы, которые определяют не предусмотренные в настоящий момент в КоАП принципы - индивидуализацию и справедливость, применительно к административной ответственности. В частности, уточняется и закрепляется принцип недопущения повторного привлечения лица к административной ответственности за то правонарушение, за которое он уже понес ответственность. Само понятие "административного правонарушения" при этом получило новое трактование. Автор учел множество неучтенных ранее понятий, таких как: "продолжаемое административное правонарушение", "длящееся административное правонарушение", "повторность совершения административного правонарушения" и "совокупность административных правонарушений".
Несомненным плюсом проекта Александра Агеева эксперты, также называют выделение в отдельную категорию административных правонарушителей граждан-индивидуальных предпринимателей. Депутат предусмотрел основания, особенности и правила привлечения ИП к административной ответственности, отличные как от физических, так и от юридических лиц. В этом проекте Кодекса также существует понятие малозначительного административного правонарушения и его отличительные признаки, при наличии которых лицо может быть освобождено от наказания или получить его ниже установленного предела.
Перед возбуждением каждого административного дела депутат предлагает проводить обязательную административную проверку, в ходе которой выяснять все факты, обстоятельства, смягчающие и отягчающие обстоятельства для установления вины лица и назначения справедливого наказания. От такой проверки будут освобождены только те дела, которые рассматриваются в упрощенном порядке, или по которым предусмотрено обязательное проведение административного расследования.
Любопытно, что по объему проект КАО РФ депутата Агеева почти в три раза меньше, чем проект КоАП РФ, предложенный депутатами "Единой России": 600 страниц от справедливороссов против 1600 страниц от единороссов. Александр Агеев уверен, что меньший объем кодекса облегчит его практическое применение, а авторы законопроекта от "Единой России", напротив, считают, что закон большего размера позволил учесть все нюансы и особенности.
Поскольку оба законопроекта уже вынесены на суд депутатов Государственной Думы, остается надеяться, что при их рассмотрении народные избранники учтут мнения экспертов и общественности. Не исключено, что уже ко второму чтению на основании одного из этих законопроектов будет разработан третий вариант Кодекса об административной ответственности, на основании которого потом и придется жить и работать россиянам.