Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Размер шрифта:

Взаимодействие между собой людей, организаций и госорганов основано на нормах права. Эти нормы утверждены законом и содержатся в нормативных актах. Рассказываем, что такое нормативный правовой акт, какие акты бывают и как они соотносятся между собой.

Жизнь общества построена на законодательном регулировании его функционирования. Для этого государство выстроило систему органов государственной власти и местного самоуправления. Госорганы издают нормативные акты в рамках дозволенных им полномочий. Акты содержат правила поведения, которые обязательны для граждан и организаций.

Что такое нормативные акты

Нормативно-правовым актом (НПА) является официальный документ, который содержит обязательные для граждан и юрлиц правила, распространяется на всех субъектов без ограничений и применяется неоднократно. Эти документы регулируют правила уплаты налогов, устанавливают льготы для пенсионеров, ответственность за нарушения, как отдыхают люди на Новый год и пр.

НПА — это источник права. Он состоит из правовых норм, которые регламентируют отношения в отдельной области общественной жизни. Документ составляют по правилам юридической техники с использованием профессиональных терминов.

Форм нормативных актов много:

  • закон;
  • постановление;
  • инструкция;
  • указ и пр.

Названия присваивают актам в зависимости от их юридической силы и субъекта, который издал документ. Чтобы не путать названия НПА и ориентироваться в их группах, нормативные акты делят на виды.

Виды НПА

В России множество нормативных актов, НПА по юридической силе расположены так:

  • Конституция;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • подзаконные акты.

Конституция — это основной закон России. Все другие НПА не могут ей противопоставить нормы. Изменить Конституцию можно только в особом порядке. Если Конституция устанавливает свободу религиозных взглядов, то в Ростовской области нельзя запретить все религии, кроме христианской.

Федеральные конституционные законы регламентируют правоотношения в важнейших отраслях — например, ФКЗ «О Конституционном Суде», «О флаге», «О гимне» и пр. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные законы регулируют общие отношения в обществе:

  • регистрацию юрлиц и ИП;
  • банкротство;
  • ОСАГО;
  • деятельность ООО и пр.

Подзаконные акты дополняют нормы федеральных законов. В ФЗ прописывают общие правила поведения, без конкретизации. Чтобы ФЗ не был объемным, издают нормативные акты в дополнение к ним.

Например, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указан общий порядок, как получить лицензию. В дополнение правительство опубликовало постановление «О лицензировании образовательной деятельности». В нем указан список документов и требования к образовательному учреждению.

По территории виды нормативно-правовых актов следующие:

  1. Федеральные — действуют по всей стране.
  2. Региональные — действуют в одном регионе.
  3. Муниципальные — действуют в пределах города или иного муниципального образования.

Такое деление по территории обусловлено правом издания нормативных актов не только госорганами, но и региональными властями. Субъекты и города вправе управлять территорией в пределах полномочий, например:

  1. Кемеровская область установила звание «Герой Кузбасса» и приняла льготы для граждан, имеющих такое звание.
  2. Город Москва утвердил Кодекс об административных правонарушениях города Москвы. В нем предусмотрели характерные для местности правонарушения и наказание за их совершение.
  3. Глава Центрального района издал распоряжение об украшении района к празднику 8 Марта.
Подробнее: иерархия нормативно-правовых актов в РФ

Юридическая сила НПА

Юридическая сила — это применимость нормативного акта в конкретное время на конкретной территории. Нормативный акт готов к применению со дня вступления его в законную силу и до даты ее утраты или отмены.

ВАЖНО!
Юридическая сила НПА действует на той территории, в рамках которой принят акт: по всей стране, в одном или нескольких регионах, в городе или районе.

Для каждого нормативного акта установлен свой порядок вступления в силу. Общий признак один — официальное опубликование нормативных правовых актов на общедоступных порталах. До этого момента НПА проходит разные стадии:

  1. Законодательная инициатива, когда проект закона не готов, обсуждается его целесообразность и необходимость.
  2. Подготовка проекта НПА.
  3. Рассмотрение в профильном ведомстве. Федеральные законы рассматривает Госдума в трех чтениях. Поправки в Конституцию (3-8 главы) рассматривают и утверждают граждане на референдуме.
  4. Принятие закона. На этом этапе решается судьба нормативного акта. Если его не примут — акт не получит юридической силы.
  5. Опубликование нормативного акта. Пока каждый гражданин не получит возможность ознакомиться с текстом закона, он не получит юридической силы. С момента опубликования текста закон вступает в силу.

Такой механизм предусмотрен для законов. У подзаконных актов он проще — такие документы не требуют одобрения Госдумой или референдума. Постановления правительства и иные подзаконные акты вступают в силу после официального опубликования, минуя промежуточные стадии:

ВАЖНО!
Тексты нормативных актов для придания им юридической силы публикуют в «Российской газете» и на официальном интернет-портале правовой информации. С этой даты нормативный акт приобретает силу.

Ошибочно считать дату вступления в силу момент публикации на городских порталах или в справочниках «Консультант Плюс», «Гарант» и пр.

Региональные и муниципальные НПА публикуют в местных источниках — официальных газетах и на правовых порталах.

Для сведения: что такое действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

Признаки нормативно-правового акта

Пленум Верховного Суда в Постановлении от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» наделяет нормативный правовой акт (НПА) признаками:

  • издание уполномоченным госорганом, организацией;
  • наличие в тексте норм, обязательных для применения;
  • суть документа — регулирование общественных отношений.

НПА также обладают такими признаками:

  1. Официальный характер. Документы издают уполномоченные органы и организации. Им присваивают номер и публикуют в официальных изданиях.
  2. Действие на неопределенный круг лиц. Нельзя издать закон, который регулируют деятельность ИП Петрова П.П. А принять закон, регламентирующих деятельность всех предпринимателей, можно.
  3. Многократное применение. Приказ о назначении Петрова П.П. на должность применили один раз — это не НПА. А приказ о ежегодной индексации зарплат учителям применяют ежегодно — это нормативный акт.

Отличия нормативно-правовых актов от иных документов мы собрали в таблице:

НПА Ненормативный документ
Конституция Приказ об увольнении Смирновой В.Ф. из бухгалтерии Госдумы
Постановление Правительства РФ о взимании платы за негативное воздействие Письмо правительства в Министерство связи
Указ Президента РФ об установлении выплат ветеранам труда Указ президента о награждении Петрова П.П.
Приказ МЧС о правилах содержания эвакуационных выходов Предписание МЧС для ИП Петрова П.П. об устранении нарушений
Федеральный закон о банкротстве Решение суда о признании Петрова П.П. банкротом
Полезно знать: чем распоряжение отличается от постановления

Время действия НПА

Время действия нормативного акта начинается приобретением юридической силы — с момента официальной публикации и до:

  1. Отмены НПА. Отменить нормативный акт вправе Конституционный Суд, Госдума, Правительство РФ и профильные ведомства. Конституционный Суд вправе отменить любой НПА по причине несоответствия Конституции. Госдума издает федеральные законы об отмене действующих ФЗ. Правительство вправе отменить собственные постановления. Госорганы отменяют ведомственные НПА.
  2. Завершения срока действия. В НПА иногда устанавливают срок действия. Например, в период коронавируса принимали временные инструкции и правила, устанавливая период их действия. По завершении периода НПА теряет юридическую силу.

Ни один нормативный акт не имеет обратной силы, ухудшающей положение субъектов.

Например, 4 августа принят закон, который запрещает отдыхающим в курортных городах ходить по улице в пляжной одежде. Закон установил штраф для граждан в размере 500 рублей. Закон опубликовали в этот же день — 4 августа. С этой даты правоохранители вправе назначать штраф. Если гражданина видели в пляжной одежде в центре города 3 августа — его нельзя привлечь к ответственности.

Другой пример:

1 августа штраф за нарушение тишины составлял 500 рублей, а 4 августа его повысили до 1000 рублей. Нарушителей с 1 по 3 августа штрафуют по-старому — по 500 рублей, а с 4 августа по-новому на 1000 рублей.

Бывает так, что закон упраздняет ответственность.

Например, 2 августа гражданина наказали за нарушение правил рыбалки и назначили наказание в виде обязательных работ. А 4 августа приняли закон, который отменяет такое правонарушение. В этом случае обратная сила применима, гражданина освободят от наказания в виде обязательных работ.
  • 2023-08-07 14:20:19
    Многие ошибочно думают, что региональные или муниципальные нормативные акты не имеют никакой силы и местные власти неправомерно выписывают штрафы. Или считают, что оштрафовать можно только за те нарушения, которые содержатся в федеральных законах. Это не так. Любой нормативный акт имеет силу, и граждане обязаны его соблюдать.
Оставить комментарий Распечатать
Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.