Автоматизированная УСН — удобная для небольшого бизнеса система налогообложения. Она помогает упростить учет и отчетность, позволяет сэкономить на страховых взносах. При переходе на АУСН действующего бизнеса или при создании нового, нужно уведомить налоговый орган об изменениях. Ознакомлю вас с условиями применения спецрежима и требованиями к налогоплательщикам. Расскажу о способах подачи уведомления о применении АУСН.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Перейти на АУСН можно, если у тебя небольшой бизнес с доходом до 60 миллионов и не больше пяти работников.
- Некоторым компаниям пользоваться этим режимом не разрешат, например, банкам и тем, кто производит или продает подакцизные товары.
- Для перехода нужно открыть счет в специальном банке и стать участником зарплатного проекта для сотрудников.
- Заявку подают через личный кабинет на сайте налоговой или через банк, который включен в список разрешённых.
- С 2025 года уведомление о переходе можно подать в любой месяц, а не только в начале года.
Условия перехода на АУСН
Автоматизированная упрощенная система налогообложения имеет ряд плюсов и минусов для компаний и ИП. Преимущества:
- не требуется платить страховые взносы за сотрудников, а предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов за себя;
- имеется возможность контролировать доходы и расходы в одном окне;
- минимальная отчетность;
- отсутствие проверок со стороны налогового органа и СФР.
Недостатки:
- ограничение годового дохода и численности сотрудников;
- повышенные ставки «упрощенного» налога.
Подробнее о преимуществах и недостатках АУСН
Помимо этого, требуется стать участником зарплатного проекта в отношении всех сотрудников, открыть счет в банке-участнике. ИП не вправе совмещать АУСН с патентом. Есть и иные ограничения. Согласно ФЗ от 25.02.2022, предусмотрены условия для работающих и вновь созданных компаний и ИП.
Для действующего бизнеса
Начну с того, что не все виды деятельности позволяют применять автоматизированную «упрощенку». Под запрет подпадают (пункт 2 статьи 3 ФЗ-17 от 25.02.2022):
- кредитные организации;
- ломбарды;
- МФО;
- производители и продавцы подакцизных товаров;
- некоммерческие организации;
- крестьянско-фермерские хозяйства.
Для некоторых видов бизнеса в 2025 году сделаны послабления. В частности, это касается селлеров. Торговля на маркетплейсах относится к категории «комиссионная». Ранее принципалы не могли применять АвтоУСН. С 2025 года это ограничение осталось только для посредников.
Расширяется география налогоплательщиков автоматизированной «упрощенки». Изначально в эксперименте участвовало 4 региона, в 2025 году количество перевалило за 60.
Ограничение по доходу в 60 млн рублей рассчитывается как по году, предшествующему переходу на АУСН, так и по текущему, в котором применяется специальный режим.
Невозможен переход на АУСН, если:
- число сотрудников превышает 5 человек;
- у компании имеются филиалы и представительства;
- остаточная стоимость ОС более 150 млн рублей;
- доля в уставном капитале других организаций превышает 25 % (подпункт 13 пункта 2 статьи 3 ФЗ-17).
Для перехода на АУСН подается уведомление.
Для вновь созданного бизнеса
Начинающим бизнесменам достаточно подать уведомление о переходе на АУСН вместе с документами на регистрацию либо сделать это в течение 30 дней после регистрации. При этом рассчитайте планируемые доходы и число сотрудников, которых вы примете в штат.
Налоговая оценит состав учредителей, если регистрируется юридическое лицо. Если более 25 % долей принадлежат другим юрлицам, то применение АУСН невозможно.
Для информации: что такое АУСН, и как она работает
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности применения автоматизированной упрощенки. Используйте эти инструкции бесплатно.
Сроки перехода на АУСН
Изначально в 17-ФЗ было предусмотрено, что подать уведомление о переходе на АУСН разрешено только с начала календарного года. С 2025 года внесены изменения, которые касаются компаний и ИП, применяющих обычную УСН, и ИП, уплачивающих налог на профессиональный доход (самозанятых).
Они вправе осуществить переход на автоматизированную «упрощенку» с 1-го числа любого календарного месяца.
Уведомление о переходе на АУСН: правила и нюансы подачи
Переход на АУСН носит уведомительный характер. В налоговый орган отправляется уведомление о переходе одним из способов:
- через личный кабинет налогоплательщика (ИП или юрлица);
- через уполномоченный банк, в котором открыт расчетный счет.
Выберите удобный для вас формат подачи уведомления о переходе на АУСН и учтите особенности каждого способа.
Уведомление в личном кабинете АУСН
Изначально определите, имеете ли вы право изменить налоговый режим не с начала года, если подаете уведомление позже 31 декабря. Далее действуйте по инструкции:
Шаг 1. Войдите в личный кабинет
Делается это с помощью сертификата ЭП — для юрлица, с использованием логина и пароля — для ИП.
Вход в личный кабинет налогоплательщика для отправки уведомления о переходе на АУСН
Шаг 2. Создайте уведомление о переходе на АУСН и отправьте его в налоговый орган.
Здесь в разделе "АУСН" налогоплательщик может заполнить уведомление о переходе на АУСН и отправить его в налоговый орган
Уведомление через банк
Чтобы воспользоваться банковским сервисом, откройте расчетный счет в уполномоченном кредитном учреждении. На начало 2025 года их одиннадцать:
- Модульбанк.
- Сбербанк.
- Альфа-Банк.
- Промсвязьбанк.
- Т-банк.
- ВТБ.
- АК Барс Банк.
- Бланк банк.
- Банк «Точка».
- Россельхозбанк.
- СДМ-банк.
После открытия расчетного счета узнайте правила перехода. Например, Сбербанк предлагает перейти в магазин СберБизнеса, Банк «Точка» позволяет заполнить уведомление в личном кабинете клиента.
Читайте также: сравнение условий АУСН и УСН
Часто задаваемые вопросы про переход на АУСН
-
Где узнать перечень уполномоченных банков?
На сайте ФНС.
-
Я — предприниматель, работаю на УСН «Доходы минус расходы». Могу ли в 2025 году перейти на АУСН со второго полугодия и когда подать уведомление?
Да, в 2025 году вы вправе это сделать с первого числа любого месяца. Уведомление подайте в любой день до последнего дня предыдущего месяца.
-
У ООО открыт счет в банке, который не входит в список уполномоченных. Вправе ли оно воспользоваться сервисом другого, уполномоченного банка, чтобы отправить уведомление о переходе на АвтоУСН?
Нет, банки выставляют требования в отношении наличия расчетного счета. Они отправляют информацию в ФНС и контролируют доходы и расходы.