Как перейти на АУСН: правила и нюансы

Размер шрифта:

Автоматизированная УСН  — удобная для небольшого бизнеса система налогообложения. Она помогает упростить учет и отчетность, позволяет сэкономить на страховых взносах. При переходе  на АУСН действующего бизнеса или при создании нового, нужно уведомить налоговый орган об изменениях. Ознакомлю вас с условиями применения спецрежима и требованиями к налогоплательщикам. Расскажу о способах подачи уведомления о применении АУСН.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Перейти на АУСН можно, если у тебя небольшой бизнес с доходом до 60 миллионов и не больше пяти работников.
  2. Некоторым компаниям пользоваться этим режимом не разрешат, например, банкам и тем, кто производит или продает подакцизные товары.
  3. Для перехода нужно открыть счет в специальном банке и стать участником зарплатного проекта для сотрудников.
  4. Заявку подают через личный кабинет на сайте налоговой или через банк, который включен в список разрешённых.
  5. С 2025 года уведомление о переходе можно подать в любой месяц, а не только в начале года.

Условия перехода на АУСН

Автоматизированная упрощенная система налогообложения имеет ряд плюсов и минусов для компаний и ИП. Преимущества:

  • не требуется платить страховые взносы за сотрудников, а предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов за себя;
  • имеется возможность контролировать доходы и расходы в одном окне;
  • минимальная отчетность;
  • отсутствие проверок со стороны налогового органа и СФР.

Недостатки:

  • ограничение годового дохода и численности сотрудников;
  • повышенные ставки «упрощенного» налога.
Подробнее о преимуществах и недостатках АУСН

Помимо этого, требуется стать участником зарплатного проекта в отношении всех сотрудников, открыть счет в банке-участнике. ИП не вправе совмещать АУСН с патентом. Есть и иные ограничения. Согласно ФЗ от 25.02.2022, предусмотрены условия для работающих и вновь созданных компаний и ИП.

Для действующего бизнеса

Начну с того, что не все виды деятельности позволяют применять автоматизированную «упрощенку». Под запрет подпадают (пункт 2 статьи 3 ФЗ-17 от 25.02.2022):

  • кредитные организации;
  • ломбарды;
  • МФО;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • некоммерческие организации;
  • крестьянско-фермерские хозяйства.

Для некоторых видов бизнеса в 2025 году сделаны послабления. В частности, это касается селлеров. Торговля на маркетплейсах относится к категории «комиссионная». Ранее принципалы не могли применять АвтоУСН. С 2025 года это ограничение осталось только для посредников.

Расширяется география налогоплательщиков автоматизированной «упрощенки». Изначально в эксперименте участвовало 4 региона, в 2025 году количество перевалило за 60.

Ограничение по доходу в 60 млн рублей рассчитывается как по году, предшествующему переходу на АУСН, так и по текущему, в котором применяется специальный режим.

Невозможен переход на АУСН, если:

  • число сотрудников превышает 5 человек;
  • у компании имеются филиалы и представительства;
  • остаточная стоимость ОС более 150 млн рублей;
  • доля в уставном капитале других организаций превышает 25 % (подпункт 13 пункта 2 статьи 3 ФЗ-17).

Для перехода на АУСН подается уведомление.

ВАЖНО!
Сведения о приеме и увольнении работников, персональные данные на них и информацию для удержания НДФЛ налогоплательщик передает уполномоченному банку, в котором открыт расчетный счет.

Для вновь созданного бизнеса

Начинающим бизнесменам достаточно подать уведомление о переходе на АУСН вместе с документами на регистрацию либо сделать это в течение 30 дней после регистрации. При этом рассчитайте планируемые доходы и число сотрудников, которых вы примете в штат.

Налоговая оценит состав учредителей, если регистрируется юридическое лицо. Если более 25 % долей принадлежат другим юрлицам, то применение АУСН невозможно.

Для информации: что такое АУСН, и как она работает

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности применения автоматизированной упрощенки. Используйте эти инструкции бесплатно.

Сроки перехода на АУСН

Изначально в 17-ФЗ было предусмотрено, что подать уведомление о переходе на АУСН разрешено только с начала календарного года. С 2025 года внесены изменения, которые касаются компаний и ИП, применяющих обычную УСН, и ИП, уплачивающих налог на профессиональный доход (самозанятых).

Они вправе осуществить переход на автоматизированную «упрощенку» с 1-го числа любого календарного месяца.

Уведомление о переходе на АУСН: правила и нюансы подачи

Переход на АУСН носит уведомительный характер. В налоговый орган отправляется уведомление о переходе одним из способов:

  • через личный кабинет налогоплательщика (ИП или юрлица);
  • через уполномоченный банк, в котором открыт расчетный счет.

Выберите удобный для вас формат подачи уведомления о переходе на АУСН и учтите особенности каждого способа.

Уведомление в личном кабинете АУСН

Изначально определите, имеете ли вы право изменить налоговый режим не с начала года, если подаете уведомление позже 31 декабря. Далее действуйте по инструкции:

Шаг 1. Войдите в личный кабинет

Делается это с помощью сертификата ЭП — для юрлица, с использованием логина и пароля — для ИП.

Шаг 2. Создайте уведомление о переходе на АУСН и отправьте его в налоговый орган.

Уведомление через банк

Чтобы воспользоваться банковским сервисом, откройте расчетный счет в уполномоченном кредитном учреждении. На начало 2025 года их одиннадцать:

  1. Модульбанк.
  2. Сбербанк.
  3. Альфа-Банк.
  4. Промсвязьбанк.
  5. Т-банк.
  6. ВТБ.
  7. АК Барс Банк.
  8. Бланк банк.
  9. Банк «Точка».
  10. Россельхозбанк.
  11. СДМ-банк.

После открытия расчетного счета узнайте правила перехода. Например, Сбербанк предлагает перейти в магазин СберБизнеса, Банк «Точка» позволяет заполнить уведомление в личном кабинете клиента.

Из личного опыта: в 2024 году предприниматели стали активно интересоваться, как с самозанятости перейти на АвтоУСН, поскольку не все юрлица охотно работают с плательщиками налога на профессиональный доход.
Читайте также: сравнение условий АУСН и УСН

Часто задаваемые вопросы про переход на АУСН

Кутузова Лариса Консультант в области бухгалтерского учета и налогообложения