Пленум ВС РФ рассмотрел после доработки и принял постановление о субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Документ существенно ужесточил субсидиарную ответственность собственников организации в ходе процедуры банкротства. Судьи подробно разъяснили практическое применение новой нормы.
Что случилось?
Пленум Верховного суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве». Проект этого постановления судьи дорабатывали в течение месяца. В его первоначальном варианте речь шла о том, кого именно можно признавать контролирующим лицом организации, разъяснения ВС РФ были направлены на защиту от негативных последствий бизнесменов, принявших неверное деловое решение или ставших жертвой плохой рыночной конъюнктуры. В окончательном варианте условия привлечения к ответственности ужесточились, а против одной из поправок даже протестовал Минюст России, который счел, что подобная практика применения новой главы III.2 Федерального закона о банкротстве, введенная Федеральным законом 266-ФЗ от 29 июля 2017 года, нарушит принцип ограниченной ответственности собственников юрлиц по долгам своего бизнеса.
Новые признаки контролирующих лиц и особенности субсидиарной ответственности
В окончательной версии постановления Пленума ВС РФ из последнего абзаца п. 7 исключили положение о том, что выгодоприобретатель не может быть признан контролирующим лицом, если его выгода не являлась существенной по сравнению с показателями, характеризующими масштаб деятельности должника. Таким образом, признаков аффилированных лиц стало больше. В постановлении судьи раскрыли информацию о том, какое лицо можно признать контролирующим, а также напомнили о презумпции. В результате доказать статус контролирующего лица должника кредиторам станет намного проще, что, в свою очередь, упростит взыскание долгов через цепочки фиктивных юридических лиц.
Судьи подчеркнули, что для признания лица контролирующим суду должно быть недостаточно только формальных признаков, например, участия в органах управления должника. Но ответственность руководителей также стала жестче: ФНС попросила внести в документ поправки о том, что директор не утрачивает статус контролирующего лица, если он руководил бизнесом по указанию скрытого владельца. Судьи с налоговиками согласились.
Одним из главных условий привлечения руководителя компании к субсидиарной ответственности является отсутствие с его стороны заявления о банкротстве организации, при наличии признаков финансовой несостоятельности. При этом Пленум ВС подчеркнул, что такую обязанность директор должен исполнить в любом случае, и отсутствие финансов на процедуру банкротства роли не играет. Ведь в таком случае расходы на признание финансовой несостоятельности должны нести учредители. Именно эта поправка не понравилась Минюсту. Заместитель министра Юрий Любимов отметил, что в случае недобросовестности учредителей должно быть достаточно норм о привлечении их к субсидиарной ответственности.
В чем важность постановления Пленума ВС РФ
Разъяснения ВС РФ по новым нормам о субсидиарной ответственности могут помочь специалистам, практикующим в сфере банкротства, а также судам, рассматривающим такие дела. Однако на практике после его принятия появляется фактическая возможность неограниченного взыскания долгов, в первую очередь в части налогов и сборов, с любых лиц, имеющих отношение к деятельности организации-должника, поскольку очень многих партнеров можно притянуть по признакам к аффилированным лицам.