Ответ на претензию покупателя — это документ, направляемый продавцом заявителю с целью разрешения спорной ситуации по качеству приобретенного товара или услуг. Он используется как инструмент досудебного разрешения разногласий сторон. Рассказываем, как отвечать на претензию и что включить в письмо.
Навигация
Почему надо отвечать
На поступившее обращение следует дать ответ. Обдумывая, как ответить на претензию, помните — аргументов должно быть достаточно, чтобы:
- сохранить хорошие отношения с клиентом или партнером;
- избежать суда;
- снизить судебные издержки, например, на компенсацию морального вреда;
- исключить или минимизировать финансовые потери;
- избежать жалоб в контролирующие органы.
Отсутствие ответа означает для заявителя:
- согласие с предъявленными требованиями и их последствиями — например, с приостановкой выполнения работ или отгрузки товара по договору;
- несогласие получателя рекламации с изложенными в ней требованиями и, соответственно, отказ от их исполнения.
Последний пример важен, когда закон или договор устанавливают обязательный досудебный порядок. Отправителю по истечении срока для ответа, установленного им самим, договором или же законом, следует обратиться в суд с иском.
Нужно ли соглашаться
У получателя нет обязанности соглашаться с жалобой. Варианты:
- направить письмо об отказе в удовлетворении требований;
- принять доводы и признать суть требований;
- согласиться частично.
Для сведения: правила составления рекламации
Кто и в какие сроки готовит ответ
Получив обращение клиента, определите срок для ответа. Его устанавливает:
- характер жалобы — требование о расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК);
- договор, положения которого нарушены;
- законодательство.
Законодательство устанавливает сроки ответа на некоторые досудебные обращения. Например, ответ на претензию о возврате денежных средств следует дать в течение 10 дней. В таблице — длительность и НПА по некоторым видам требований клиентов.
Содержание | НПА | Срок (дней) |
---|---|---|
Расторжение договорных отношений, возврат средств | ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 | 10 |
Грузоперевозки | ст. 797 ГК | 30 |
Услуги связи: передача телеграммы с опозданием | ст. 55 ФЗ-126 от 07.07.2003 | 1 месяц |
Оказание ненадлежащих услуг | ст. 55 ФЗ-126 от 07.07.2003 | 6 месяцев |
Перевод денежных средств через почту | ст. 55 ФЗ-126 от 07.07.2003 | 5 |
Невыплата по полису ОСАГО | ч. 2, п. 1 ст. 16 ФЗ-40 от 25.04.2002 | 10 |
Нарушение сроков уборки придомовой территории УК | постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (ред. от 29.06.2020) | 5 |
Обмен вещи | ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 | 7 |
Исправление недостатков, обнаруженных в товаре | ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 | 45 |
Плохое качество товара, при отсутствии гарантии | ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 | 2 года |
В зависимости от организационной структуры ответ готовят разные сотрудники:
- секретари по поручению ответственных лиц;
- юристы;
- руководители подразделений, в зоне ответственности которых находится объект жалобы.
Как соглашаться и возражать
Согласие предполагает, что требования заявителя будут удовлетворены:
- полностью;
- частично.
Лучше согласиться, если:
- судебное разбирательство с большой вероятностью закончится в пользу заявителя;
- допущенная ошибка (недоделка, нарушение и пр.) случайна и быстро исправима;
- признание вины позволит уменьшить размер санкций или увеличить срок на исправление ситуации.
Заявителю согласие позволит сэкономить время и не обращаться в суд. В ответ включите:
- подтверждение (полного или частичного) согласия с доводами;
- описание порядка и сроков удовлетворения требований;
- если речь идет об отсрочке исполнения обязательств, то в ответе фиксируется дата или период завершения их в полном объеме;
- просьбу о неприменении штрафных санкций или уменьшении их размера;
- предполагаемый план выполнения своих обязательств;
- график погашения задолженности;
- указание на удовлетворение жалобы клиента (контрагента), если к моменту написания они выполнены.
В случае несогласия приведите правовую позицию по каждому из требований — подготовьте возражения:
- сформулируйте доводы против необоснованной претензии, фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в жалобе;
- используйте возражения любого вида, подтверждающие вашу правоту;
- приведите доказательства и приложите подтверждения своей позиции.
Сделайте ответ понятным для другой стороны. В ответе следует сообщить о результатах ее рассмотрения. Констатация своей позиции, приведенные аргументы и доказательства, ссылка на законы и НПА составят основную часть текста ответа.
Для сведения: как составить претензию на возврат товара ненадлежащего качества
Вот пример, как правильно написать ответ на претензию:
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru» Почтовый адрес: 123456, РФ, г. Замечательный, ул. Правды, д. 1 Генеральному директору ООО «Наждак» И.И. Иванову (адрес: 125008, г. Поповка, ул. Бумажная, д. 20) Исх. № 11 28.05.2024ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ о замене товара ненадлежащего качества 8 апреля 2024 г. между нашими организациями был заключен договор поставки № 130 (далее — Договор), во исполнение которого 15 апреля 2024 г. наша организация передала Вашей организации шлифовальную машину «Шлифовальщик» (товарная накладная от 15.04 2023 № 154). 30 апреля 2024 г. нами была получена жалоба (от 29 апреля 2024 г., исх. № 17) от Вашей организации с требованием о замене товара по причине плохой проработки боковых поверхностей. В ответ на требование сообщаем следующее. Согласно пункту 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ покупатель вправе требовать замены товара ненадлежащего качества только в случае существенного нарушения требований к качеству товара. К таким нарушениям относятся неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки. Недостаток, указанный в рекламации, не является существенным, так как может быть устранен путем настройки шлифовальных функций машины. Таким образом, Ваша организация не вправе требовать замены машины «Шлифовальщик», переданной по Договору, и наша организация не находит оснований для удовлетворения претензии от 29 апреля 2024 г., исх. № 17. Мы готовы провести настройку работы переданного вам оборудования в сроки, согласованные дополнительно. Приложения: копия жалобы от 29 апреля 2024 г., исх. № 17 — на 2 стр. Генеральный директор ООО «Ppt.ru» П.П. Петров М.П. |
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предъявить (выставить) претензию при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как подготовить ответ: пошаговая инструкция
Узнайте, как написать письмо о браке товара
Письмо составляется в той же форме, что и сама жалоба. Требования, предъявляемые к ее форме и реквизитам, применимы и к ответу. Документ оформляется и излагается:
- в свободной форме;
- в письменном виде на бланке;
- адресуется заявителю;
- подписывается получателем претензии лично либо лицом, им уполномоченным.
Структура письма заявителю и пошаговая инструкция, как написать ответ на претензию, основываются на действующих НПА и практике разрешения подобных споров:
Шаг 1. В шапке укажите отправителя — полное название организации, фактический адрес, ИНН, КПП. Заполните данные адресата:
- должность, фамилию, имя, отчество;
- либо полное наименование компании, фактический адрес.
Укажите регистрационные данные исходящего обращения в соответствии с внутренним документооборотом предприятия и поставьте дату составления.
Шаг 2. Вторая часть — основная, содержащая подробный и аргументированный ответ. Здесь обязательно укажите:
- точную дату получения претензии;
- обозначьте ее суть и, при наличии финансовых требований, впишите сумму (цифрами и прописью);
- номер и дату подписания документа, в рамках которого действует отправитель претензии (например, договор).
Сформулируйте текст ответа — ваше мнение по существу содержания требования.
Резюмирущая часть содержит ссылки на пункты договора и нормы действующего законодательства.
Шаг 3. Подведите резюме. Отразите в нем готовность выполнить выдвигаемые требования полностью, частично или несогласие с ними.
Шаг 4. В завершение текст подписывается ответственным сотрудником предприятия с обязательной расшифровкой подписи.
Еще по теме: как составить претензию поставщику о возврате денежных средств
Как отправить
Способ направления изберите на основании условий договора.
В случае отсутствия четкого указания, каким образом отправляется ответ на претензию: направьте письмо заказным почтовым отправлением. Сопроводите его описью вложения. Кроме того, направьте обращение:
- электронным письмом;
- факсом;
- в виде телефонограммы.
Адрес и иные реквизиты получателя вписываются в точном соответствии с данными или общими реквизитами контрагента.
Может пригодиться: как составить акт приема-передачи товара
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
Статья 64 АПК РФ. Доказательства
Статья 160 ГК РФ. Письменная форма сделки
Статья 434 ГК РФ. Форма договора
Статья 452 ГК РФ. Порядок изменения и расторжения договора
Статья 475 ГК РФ. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
В ответе на претензию следует указать об отсутствии согласия с ее положениями и обосновать это со ссылкой на конкретные факты и доказательства, которые подтверждают вашу правоту. Если у вас есть претензии к контрагенту, их также можно указать в ответе на претензию. Это позволит вам не только отстоять свои права, но и предупредить контрагента о возможности обращения в суд.
Если же стороны не приходят к соглашению, следующим шагом будет обращение в суд. Здесь уже важно правильно подготовить исковое заявление и приложить все необходимые доказательства.
При составлении ответа на претензию, как и любого другого документа, важно уделить внимание форме, аргументации и юридической точности, чтобы не дать возможности противоположной стороне искажать ваши слова или использовать против вас юридические технические нюансы. При этом следует помнить, что каждый случай уникален, и необходимо проконсультироваться с юристом для наилучшего результата.