341
Оставить комментарий Распечатать

Инструкция: заверяем заявление по форме № Р13014 у нотариуса

Размер шрифта:

Для того чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ о юрлице — раньше требовалось нотариальное заверение № Р14001 для налоговой. Номер и содержание формы с 2020 г. изменились, но порядок заверения остался прежним. Как с первого раза заверить заявление у нотариуса, чтобы не пришлось его переделывать, читайте дальше. 

Что это за форма

Любое юридическое лицо при изменении основных сведений, которые касаются наименования, учредителей, участников и их долей, смены руководителя или его данных, места нахождения юрлица, размера уставного капитала, кодов вида деятельности и прочих данных, должно предоставлять такие сведения по специальной форме в налоговый орган для дальнейшего внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Долгое время это делалось по форме № Р14001. Всегда при этом вставал вопрос: нужно ли заверять Р14001 у нотариуса до подачи в налоговую?

ВАЖНО!
С 25.11.2020 Р14001 утратила силу на основании Приказа ФНС России № ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 (далее — Приказ ФНС от 31.08.2020), вместо нее утверждена новая форма — № Р13014.

Расскажу, как заверить форму №Р13014 в налоговую, в каких случаях это делать обязательно и есть ли способы подать ее без нотариального заверения.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заполнить заявление по форме № Р13014 без ошибок.

Нужно ли заверять форму № Р13014 у нотариуса

Государство сейчас стремится к цифровизации основных государственных услуг и взаимодействию граждан и юрлиц с госорганами, а налоговые органы — не исключение.

Многие знают, что есть сервис налоговой в интернете, где налогоплательщик — юридическое лицо открывает личный электронный кабинет. Для этого потребуется установить несколько программ на рабочий компьютер и оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭЦП) руководителя или уполномоченного лица, действующего на основании нотариальной доверенности или иного документа — и больше никаких затрат. Наоборот, сервис позволяет экономить деньги на услугах нотариуса, оплате госпошлины, почтовых и иных расходах. Вот как это работает.

Может пригодиться: как получить усиленную квалифицированную подпись

Через электронный кабинет юрлицо совершает практически все действия, которые раньше совершались через отделение налогового органа: получает уведомления и справки, узнает сведения о задолженностях, пенях и штрафах, подает различные сведения, документы и заявления, в том числе все обязательные заявления, которые оформляются по форме № Р13014.

ВАЖНО!
Для заполнения этой формы понадобится установить специальную программу, которая требует некоторого навыка работы с ней, но зато она указывает на незаполненные сведения и помогает сформировать архивный файл с документами для подписания ЭЦП руководителя и отправки в налоговую.

Если ЭЦП по какой-то причине нет, то заявление заполняется и печатается на бумаге, а затем подается в налоговую в обычном порядке.

Новые пользователи личного кабинета часто не понимают: нужно ли нотариально заверять регистрацию изменений в ООО по форме Р13014 и платить госпошлину за некоторые изменения (например, в устав), как это делалось раньше?

По новым требованиям, если документы подаются через официальный личный кабинет налогоплательщика — юридического лица и подписываются усиленной ЭЦП руководителя, нотариальное заверение таких документов не требуется, как и оплата госпошлины.

Если же форма заполняется и подается в налоговую в обычном порядке — через инспекцию ФНС или по почте, то тогда подпись руководителя или иного уполномоченного представителя в обязательном порядке заверяется нотариально.

Порядок заверения формы № Р13014

Прежде чем обращаться в нотариальную контору, подготовьте заявление и пакет необходимых документов.

Вот что нужно для заверения формы Р13014 у нотариуса, чтобы не обращаться к нему несколько раз:

  • заявление по форме № Р13014 на бумаге, оформленное корректно: заполняйте только нужные листы и по правилам, которые установлены в приложении № 13 к Приказу ФНС от 31.08.2020. Последний лист заявления не заполняется и не подписывается, заявление не скрепляется и не прошивается — нужные сведения вносит нотариус, а подпись ставится в его присутствии, нотариус самостоятельно сканирует заявление, если это требуется, а затем прошивает и отдает заявителю;
  • проверьте, что составлены и подписаны все основные необходимые документы, подтверждающие изменения в сведениях об ООО — решения, протоколы, новая редакция устава и др.;
  • имеются дополнительные подтверждающие документы — например, при изменении места нахождения общества требуется приложить гарантийное письмо от собственника помещения или договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельства о праве собственности и пр.;
  • имеются оригиналы свидетельств, уставных документов и изменений, которые были в них внесены, и документы, подтверждающие полномочия руководителя (решение, протокол и пр.), — они нужны для подтверждения правомочности действий руководителя;
  • руководитель или иной представитель, который подписывает заявление, имеет при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и оригинал нотариальной доверенности или иного документа, дающего право действовать без доверенности.
Может пригодиться: как отождествить доверенность у нотариуса для электронной сделки
ВАЖНО!
Если не знаете, что нести нотариусу для заверения заявления о смене руководителя, участников или места нахождения, лучший вариант — уточнить у помощника нотариуса, к которому записываетесь на услугу. Он сообщит вам подробный перечень документов, нужный в вашей ситуации.

Рекомендую дополнительно сохранить заполненный файл с заявлением на флешке, или отправить себе на электронную почту (если есть возможность воспользоваться ею с телефона), или же отправить на электронный адрес нотариальной конторы — это поможет быстро исправить ошибку в сведениях, если она обнаружится при подписании.

Форма № Р13014 не самая простая для заполнения, в ней много нюансов. Если ее заполняет не специалист, то некоторые строки непонятны даже с учетом разъяснений, которые содержатся в приложении № 13 к Приказу ФНС от 31.08.2020. Особенно сложно правильно указать адрес, если это делается не через специальную программу, а вручную или путем оформления заявления в PDF.

Разберем еще один важный момент: должен ли нотариус посмотреть правильность заполнения формы перед тем, как заверять подпись руководителя или уполномоченного представителя?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 80 Основ законодательства о нотариате (утверждены ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее — ОЗН):

«Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе».

Т.е. удостоверяется только тот факт, что заявление, которое подается в налоговую, подписал руководитель или уполномоченный представитель, а не кто-то другой. Остальные сведения в форме № Р13014 и правильность их заполнения нотариус проверять не обязан.

Поэтому отнеситесь к ее заполнению очень внимательно — любая допущенная ошибка, опечатка или исправление становится причиной для отказа налоговой в регистрации изменений. После чего потребуется опять заполнять такую форму и оплачивать нотариальные услуги. Вероятно, будут пропущены сроки, установленные в законе на подачу таких сведений, а это повлечет штраф от налоговой.

Исключение составляют случаи, когда форму Р13014 заполняет нотариус — это дополнительная услуга, за которую он берет оплату, поэтому и несет ответственность за правильность заполнения.

За дополнительную оплату нотариус предлагает и услугу по отправке заявления в налоговую — это значительно экономит время и силы.

Стоимость нотариального заверения формы Р13014

Нотариус не придумывает стоимость своих услуг самостоятельно. Полная стоимость нотариального заверения Р13014 складывается из установленного в законе тарифа (госпошлина по ст. 333.24 Налогового кодекса РФ или тариф по п. 10 ст. 22.1 ОЗН) — он одинаковый на всей территории РФ — и стоимости дополнительных услуг нотариальной конторы.

Дополнительные услуги — это правовые действия (консультация, заполнение заявления, составление дополнительного документа и пр.) или технические действия (изготовление копий или сканирование документов, прошивание заявления и др.).

ВАЖНО!
Тарифы на такие услуги в других субъектах и даже в городах одного субъекта разные, так как они устанавливаются решением нотариальной палаты в каждом населенном пункте отдельно.

Средняя стоимость заверения формы Р13014 в 2024 г. составляет от 1500 руб. и более.

Например, заверить подпись в Москве стоит от 2000 руб.:

А в Хабаровске такая услуга стоит от 3000 руб.:

Чтобы заранее рассчитать, сколько стоит заверить заявление Р13014, посмотрите сайт нотариальной палаты вашего города или поселка или сайт конкретного нотариуса (если он у него имеется). Самый простой способ — позвонить в нотариальную контору, описать свою ситуацию, какие услуги вам понадобятся, и помощник или сам нотариус рассчитает вам полный тариф. Но возьмите еще 1000–1500 руб. на случай непредвиденных исправлений или дополнительных услуг.

Оставить комментарий Распечатать
Линевич Наталья Юрист