Договор оказания спонсорской помощи: правила составления и образцы

Размер шрифта:

Нередко на различных спортивных, музыкальных и иных общественных мероприятиях заметны различного рода плакаты, баннеры, на которых указаны наименования компаний. Эти компании являются спонсорами проводимых мероприятий. Спонсоры бывают не только крупных мероприятий, но и событий более локального уровня и масштаба. Как правило, спонсорская помощь — взаимовыгодная история, но на практике возникает ряд вопросов о том, как такие правоотношения корректно оформить с легальной точки зрения. Рассмотрим подробнее, что такое договор оказания спонсорской помощи, правила, которые необходимо учитывать при его составлении, и сам образец.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Договор о спонсорской помощи — это соглашение, по которому компания платит за размещение своего названия или логотипа на мероприятиях.
  2. Такое соглашение отличается от благотворительности тем, что за деньги обязательно что-то дают взамен.
  3. Его регулируют сразу два закона — и про услуги, и про рекламу, потому что это особый вид сделки.
  4. В соглашении важно подробно описать, где и как будут упоминать спонсора, и как стороны рассчитаются между собой.
  5. Документ можно заключать просто письменно, а потом к нему добавлять отчёты с фотографиями или справками о том, что условия выполнены.

Как ГК РФ регулирует договоры о спонсорской помощи

В гражданском законодательстве отсутствует предметное регулирование вопросов, связанных с осуществлением спонсорской помощи. Кроме того, в российском законодательстве нет какого-либо определения такой помощи. Вместе с тем в практике нередко встречается мнение о том, что подобного рода соглашения подлежат регулированию положениями главы 39 ГК РФ, посвященной возмездному оказанию услуг.

В личной практике приходилось сталкиваться с некорректным пониманием как гражданами, так и организациями сущности спонсорской помощи. Последние нередко путают этот вид помощи с благотворительностью, а также не только не разрабатывают типовой образец соглашения, но и не оформляют такие сделки в принципе. Но это неправильно, поскольку спонсорская помощь носит возмездный характер и по своей сути является возмездной услугой.

Пример: компания платит организаторам спортивного мероприятия за то, чтобы на используемых при его проведении баннерах были указаны логотип и (или) наименование компании.

Необходимо учитывать, что, кроме вышеуказанных положений гражданского законодательства, оказание спонсорской помощи урегулировано и Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, который определяет рассматриваемую услугу в качестве спонсорской рекламы. Отличительной особенностью данного вида рекламы является то, что она содержит в себе условия обязательного упоминания определенного лица в качестве спонсора (п. 10 ст. 3 ФЗ № 38).

ВАЖНО!
Спонсорский договор не подразумевает рекламирование предметов, услуг и т.п.

Таким образом, рассматриваемая сделка по своей сути является смешанной, поскольку урегулирована не только положениями ГК РФ, но и ФЗ № 38 (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.07.2024 № Ф02-2969/24 по делу № А19-3843/2023).

То, что рассматриваемый вид оказания помощи является возмездным, предполагающим встречные обязательства между сторонами правоотношений и подлежит регулированию положениями рекламного законодательства, находит свое подтверждение в материалах судебной практики (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2021 № 15АП-8882/21 по делу № А32-47228/2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2021 № Ф08-10129/21 по делу № А32-47228/2020).

Может пригодиться: как написать письмо с просьбой о спонсорской помощи

Обязательные условия и пункты договора о спонсорской помощи

Глава 39 ГК РФ не предусматривает каких-либо других существенных условий сделки по оказанию услуг, за исключением самого предмета договоренностей. Кроме того, необходимо учитывать: согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 № 48, чтобы такой договор считался заключенным, достаточно указать в нем действия или деятельность, которые необходимо совершить исполнителю. Для лучшего понимания предмета воспользуйтесь предоставленным в статье образцом. Применительно к договору об оказании спонсорской помощи можно сделать вывод о том, что в таких правоотношениях исполнителем является, например, организатор спортивного мероприятия, который на деньги спонсора размещает о нем информацию.

Я рекомендую предельно подробно описывать предмет сделки по оказанию спонсорской помощи. С контрагентом согласуйте цену, порядок и условия оплаты. Нередко в подобного рода правоотношениях присутствует условие о том, что деньги от спонсора являются целевыми, т.е. предназначенными исключительно для финансирования конкретного мероприятия (события). Вместе с тем стороны вправе и не включать условие о целевом финансировании. У спонсора не всегда присутствует интерес в том, куда конкретно будет потрачена его оплата рекламы.

В сделке рекомендую предельно подробно описать обязательства принимающей поддержку стороны. Опишите, в чем заключается распространение информации о спонсоре, вот примерные варианты:

  • распространение информации в СМИ и сети Интернет;
  • размещение сведений на рекламных баннерах;
  • указание сведений в раздаточных материалах и т.д.

При редактировании образца используйте как вышеуказанные варианты, так и другие аналогичные, которые отвечают вашим потребностям.

Узнайте, какими налогами облагается спонсорская помощь

Правила составления договора спонсорской помощи

Составьте соглашение в простой письменной форме, заверять его нотариально нет необходимости. При использовании образца особое внимание уделите согласованию предмета сделки. Документ оформите в двух экземплярах, каждый из которых будет присутствовать у всех контрагентов.

Стоит отметить, что соглашение об оказании спонсорской помощи в значительной степени схож с другими рекламными услугами, поэтому, если ранее сталкивались с рекламой, использование образца из данной статьи не окажется для вас сложной задачей.

При необходимости одновременно с договором составьте дополнительные документы, которые являются его неотъемлемой частью (акт об оказании услуг, отчет, техническое задание, спецификации и иные приложения). Нередко в подобного рода сделках на получателя поддержки возлагают обязанность составления отчета о размещении информации, в него включают, к примеру:

  • фото или видео подтверждения размещенных материалов;
  • справку о предоставленном эфирном времени;
  • экземпляр печатного издания с информацией рекламного характера и т.д.
Подробнее: как документально оформить спонсорскую помощь

Образец договора

Ситуации бывают разные, но в качестве типового образца рекомендую использовать следующий документ. При редактировании положений образца используйте в т.ч. вышеуказанные рекомендации.

Договор о спонсорской помощи: частые вопросы

Пастухов Михаил Адвокат