Нередко на различных спортивных, музыкальных и иных общественных мероприятиях заметны различного рода плакаты, баннеры, на которых указаны наименования компаний. Эти компании являются спонсорами проводимых мероприятий. Спонсоры бывают не только крупных мероприятий, но и событий более локального уровня и масштаба. Как правило, спонсорская помощь — взаимовыгодная история, но на практике возникает ряд вопросов о том, как такие правоотношения корректно оформить с легальной точки зрения. Рассмотрим подробнее, что такое договор оказания спонсорской помощи, правила, которые необходимо учитывать при его составлении, и сам образец.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Договор о спонсорской помощи — это соглашение, по которому компания платит за размещение своего названия или логотипа на мероприятиях.
- Такое соглашение отличается от благотворительности тем, что за деньги обязательно что-то дают взамен.
- Его регулируют сразу два закона — и про услуги, и про рекламу, потому что это особый вид сделки.
- В соглашении важно подробно описать, где и как будут упоминать спонсора, и как стороны рассчитаются между собой.
- Документ можно заключать просто письменно, а потом к нему добавлять отчёты с фотографиями или справками о том, что условия выполнены.
Как ГК РФ регулирует договоры о спонсорской помощи
В гражданском законодательстве отсутствует предметное регулирование вопросов, связанных с осуществлением спонсорской помощи. Кроме того, в российском законодательстве нет какого-либо определения такой помощи. Вместе с тем в практике нередко встречается мнение о том, что подобного рода соглашения подлежат регулированию положениями главы 39 ГК РФ, посвященной возмездному оказанию услуг.
В личной практике приходилось сталкиваться с некорректным пониманием как гражданами, так и организациями сущности спонсорской помощи. Последние нередко путают этот вид помощи с благотворительностью, а также не только не разрабатывают типовой образец соглашения, но и не оформляют такие сделки в принципе. Но это неправильно, поскольку спонсорская помощь носит возмездный характер и по своей сути является возмездной услугой.
Пример: компания платит организаторам спортивного мероприятия за то, чтобы на используемых при его проведении баннерах были указаны логотип и (или) наименование компании.
Необходимо учитывать, что, кроме вышеуказанных положений гражданского законодательства, оказание спонсорской помощи урегулировано и Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, который определяет рассматриваемую услугу в качестве спонсорской рекламы. Отличительной особенностью данного вида рекламы является то, что она содержит в себе условия обязательного упоминания определенного лица в качестве спонсора (п. 10 ст. 3 ФЗ № 38).
Таким образом, рассматриваемая сделка по своей сути является смешанной, поскольку урегулирована не только положениями ГК РФ, но и ФЗ № 38 (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.07.2024 № Ф02-2969/24 по делу № А19-3843/2023).
То, что рассматриваемый вид оказания помощи является возмездным, предполагающим встречные обязательства между сторонами правоотношений и подлежит регулированию положениями рекламного законодательства, находит свое подтверждение в материалах судебной практики (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2021 № 15АП-8882/21 по делу № А32-47228/2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2021 № Ф08-10129/21 по делу № А32-47228/2020).
Может пригодиться: как написать письмо с просьбой о спонсорской помощи
Обязательные условия и пункты договора о спонсорской помощи
Глава 39 ГК РФ не предусматривает каких-либо других существенных условий сделки по оказанию услуг, за исключением самого предмета договоренностей. Кроме того, необходимо учитывать: согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 № 48, чтобы такой договор считался заключенным, достаточно указать в нем действия или деятельность, которые необходимо совершить исполнителю. Для лучшего понимания предмета воспользуйтесь предоставленным в статье образцом. Применительно к договору об оказании спонсорской помощи можно сделать вывод о том, что в таких правоотношениях исполнителем является, например, организатор спортивного мероприятия, который на деньги спонсора размещает о нем информацию.
В сделке рекомендую предельно подробно описать обязательства принимающей поддержку стороны. Опишите, в чем заключается распространение информации о спонсоре, вот примерные варианты:
- распространение информации в СМИ и сети Интернет;
- размещение сведений на рекламных баннерах;
- указание сведений в раздаточных материалах и т.д.
При редактировании образца используйте как вышеуказанные варианты, так и другие аналогичные, которые отвечают вашим потребностям.
Узнайте, какими налогами облагается спонсорская помощь
Правила составления договора спонсорской помощи
Составьте соглашение в простой письменной форме, заверять его нотариально нет необходимости. При использовании образца особое внимание уделите согласованию предмета сделки. Документ оформите в двух экземплярах, каждый из которых будет присутствовать у всех контрагентов.
Стоит отметить, что соглашение об оказании спонсорской помощи в значительной степени схож с другими рекламными услугами, поэтому, если ранее сталкивались с рекламой, использование образца из данной статьи не окажется для вас сложной задачей.
При необходимости одновременно с договором составьте дополнительные документы, которые являются его неотъемлемой частью (акт об оказании услуг, отчет, техническое задание, спецификации и иные приложения). Нередко в подобного рода сделках на получателя поддержки возлагают обязанность составления отчета о размещении информации, в него включают, к примеру:
- фото или видео подтверждения размещенных материалов;
- справку о предоставленном эфирном времени;
- экземпляр печатного издания с информацией рекламного характера и т.д.
Подробнее: как документально оформить спонсорскую помощь
Образец договора
Ситуации бывают разные, но в качестве типового образца рекомендую использовать следующий документ. При редактировании положений образца используйте в т.ч. вышеуказанные рекомендации.
В договоре не забудьте указать место и дату проведения спонсируемого мероприятия
Договор о спонсорской помощи: частые вопросы
-
Спонсорская помощь и благотворительность — это одно и то же?
Нет, в первом случае правоотношения носят возмездный характер, во втором — безвозмездный.
-
По спонсорскому договору можно ли размещать информацию о продукте?
Нет, особенностью такого договора является то, что рекламируется исключительно сам спонсор.
-
Какие положения ГК РФ регулируют договор о спонсорстве?
Данный договор является смешанным, и его положения регулируются как положениями главы 39 ГК РФ, так и законодательством о рекламе.
-
Какие есть существенные условия в договоре о спонсорстве?
Существенным является лишь условие о предмете такого договора.