Чем успешнее организация ведет свою деятельность, тем ярче проявляется желание недобросовестных участников гражданских отношений в незаконном использовании ее «доброго имени». На какие юридически значимые обстоятельства обратить внимание при защите нарушенного права на использование фирменного наименования? Расскажу с опорой на законодательство и правоприменительную практику.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Каждая компания должна иметь свое уникальное название.
- Название компании помогает людям и другим компаниям отличить его от других.
- Если кто-то использует имя вашей компании без разрешения, это незаконно.
- Налоговая служба не обязана проверять названия на совпадение при регистрации новых компаний.
- Вы можете обратиться в суд, если другая компания с таким же названием работает в той же области.
Фирменное наименование как объект интеллектуальной собственности
Любая компания, в силу требований п. 1 ст. 54 ГК РФ, должна иметь собственное наименование, отвечающее определенным требованиям. В словарном обороте коммерческих организаций в качестве средства индивидуализации на территории РФ часто можно встретить такое понятие, как «фирменное наименование». Фактически это имя компании, под которым его узнают остальные участники оборота: потенциальные клиенты, компании-конкуренты и даже контрольно-надзорные органы. Его указывают на вывесках, визитках, в документах, актах, рекламе и т. д. В частности, статьей 1473 ГК РФ регламентированы требования, предъявляемые к фирменному наименованию юридического лица. Это своего рода товарный знак, исключительным правом пользования которого обладает только его владелец, начиная с момента государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ вплоть до исключения в связи с прекращением деятельности организации либо смены наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).
Подробнее: что относится к объектам интеллектуальной собственности
В каких случаях речь идет о нарушении права на фирменное наименование
В практике много примеров, когда после проведения процедуры госрегистрации организации в органах ФНС оказывается, что его название, которое было указано в регистрационных документах, уже используют десятки других компаний по всей стране. Ладно, если сферы деятельности у них разные, но если организации реализуют свою деятельность в схожих нишах, конфликт интересов неизбежен. Дело в том, что название фирмы во многом отражает доверие потребителей и контрагентов как к оказываемым услугам, так и ко всей компании в целом.
О нарушении права на фирменное наименование можно говорить, если другое лицо использует тождественные вашему название или сходные с ним до степени смешения в качестве собственного. Важный нюанс — такое использование не допускается, если и вы, и другая организация осуществляете однородную деятельность. Нарушителем в этом случае признается юрлицо, зарегистрированное позже, даже если оно начало аналогичную деятельность раньше (п. 3 ст. 1474 ГК РФ, позиция ВС РФ).
В моей практике был случай, когда название фирмы моего клиента использовали сразу две организации в разных городах страны, и даже тот факт, что территориально стороны осуществляют деятельность в разных городах, что объективно могло препятствовать возможности смешения их деятельности в глазах потребителей, суд не принял во внимание. Довод оппонента о том, что осуществление схожей экономической деятельности на территории разных регионов исключает возможность запрета использования названия компании моего клиента также не нашел отклик в глазах судей. Суд пояснил, что действие исключительного права не может ограничиваться географическими границами субъекта и действует на всей территории России вне зависимости от того, где лицо осуществляет свою деятельность, а указанное обстоятельство не свидетельствовало о невозможности пересечения интересов сторон в сфере их предпринимательской деятельности. Аналогичного мнения придерживались суды в следующих актах:
- решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25.09.2023 по делу № А78-8001/2023;
- решение Арбитражного суда Томской области от 08.06.2022 по делу № А67-1150/2022;
- решение Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2015 по делу № А66-915/2015.
Изучая данный вопрос, я заинтересовалась, почему еще на этапе регистрации названия фирмы налоговый орган не проверяет его на идентичность с другими.
Вам будет полезно узнать: как защитить свои авторские права
Обязана ли ФНС проверять на идентичность фирменные наименования
Налоговые органы не проверяют представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия федеральным законам (за исключением заявления о государственной регистрации). Решение об отказе в госрегистрации юридического лица может быть принято налоговиками только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 закона № 129-ФЗ. В данной норме ничего не сказано о «тождественности названий организаций». Поэтому, как считают в ФНС, они обязаны зарегистрировать организацию, даже если ее название полностью совпадает с названием иной компании, зарегистрированной ранее. Во всяком случае этот вывод исходит из письма ФНС России от 20.09.2013 № СА-4-7/16976.
Вас может заинтересовать: как зарегистрировать новую компанию
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Нашли организацию со схожим названием, можно ли прекратить его использование?
Это возможно, если и вы и другая фирма осуществляете однородную сферу деятельности.
-
Если организация со схожим названием оказывает аналогичные нам услуги в другом регионе, считается ли это нарушением моего права?
Конечно, действие исключительного права распространяется на всю территорию страны безоговорочно, положения действующего законодательства не ставят в зависимость правомерность защиты интеллектуальных прав и взыскания компенсации за их нарушение от территории использования фирменного наименования.
-
Обязана ли ФНС проверять на идентичность названия организаций при их регистрации?
На данный момент закон не обязывает сотрудников ФНС проводить проверку фирменных наименований на тождественность при проведении процедуры регистрации юридических лиц.