Конституционный Суд определил, что наследники не могут требовать невыплаченную зарплату и компенсации, которые не были начислены при жизни работника.
Что произошло? Суды отказали Наталии Марковой в удовлетворении заявления о замене истца в гражданском деле по иску ее умершего мужа к унитарному предприятию о взыскании неначисленной зарплаты, компенсации за неиспользованный отпуск и моральный вред.
Отказ объяснили тем, что спорное правоотношение не допускает правопреемства, так как заявленные мужем Марковой требования являются требованиями о взыскании денежных средств, которые не были начислены при его жизни.
Маркова попыталась оспорить некоторые нормы законодательства, регулирующие вопросы наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, вопросы обращения с совместной собственностью супругов, а также условия выдачи зарплаты, не полученной ко дню смерти работника.
Маркова посчитала, что эти нормы не соответствуют Конституции, так как препятствуют наследованию требования умершего работника к бывшему работодателю об оплате выполненного при жизни труда, а также лишают супруга умершего работника права на соответствующее совместно нажитое имущество.
Однако КС РФ разъяснил, что процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается. Если лицо, обратившееся в суд с таким требованием, умерло — производство по делу прекращается на любой стадии.
КС также пояснил, что до определения работодателем размера денежных средств, причитающихся работнику на конкретную дату, они не могут считаться его имуществом и не обладают свойством оборотоспособности (в том числе не переходят в порядке наследования). Такие средства не входят в состав совместной собственности заявительницы с умершим супругом: они являются объектом тесно связанного с личностью умершего работника права и до передачи этих средств работодателем работнику не могут относиться к имуществу, нажитому во время брака (Определение № 1340-О от 30.05.2024).
Читайте дополнительно по теме: