В Госдуме рассмотрят проект закона, который ограничит сбор лишних персональных данных и защитит права потребителей при их предоставлении.
Что произошло? Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн вместе с коллегами по комитету и сенаторами внес в нижнюю палату законопроект № 679980-8, призванный улучшить защиту персональных данных граждан и урегулировать их сбор интернет-магазинами и другими ресурсами.
Согласно законопроекту, продавцы (исполнители, владельцы агрегатора) не смогут ограничивать доступ к информации о своих товарах, работах и услугах из-за отказа потребителя предоставить персональные данные (за исключением случаев, когда данные нужно предоставлять в соответствии с законодательством).
Авторы инициативы отмечают, что часто согласие на обработку персональных личных данных становится обязательным условием для получения доступа к информации о товарах (работах, услугах) независимо от того, будут ли они приобретены или нет. Изменения позволят избежать ситуаций, когда персональные данные собираются для целей, не связанных с предоставлением информации о товарах, работах и услугах, таких, как рассылка рекламы и спама.
Законопроектом также предусматривается, что согласие на обработку данных должно быть оформлено отдельно от всех документов, включая договоры и остальные согласия на обработку персональных данных, которые предоставляются в иных целях.
Это устранит правовую неопределенность, из-за которой граждане могут неосознанно предоставлять согласие на обработку своих данных. Чаще всего такие условия включают в пользовательские соглашения и другие документы, размещаемые на сайтах или предоставляемые оффлайн.
Ситуацию усугубляют так называемые «браузер-соглашения», активируемые простым входом на сайт. В итоге использование сайта фактически становится согласием на обработку персональных данных.
Таким образом, даже банальный просмотр сайта может привести к предоставлению доступа к личной информации неопределенному кругу лиц. Это противоречит требованиям Федерального закона «О персональных данных», согласно которому согласие должно быть осознанным и четким.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Читайте дополнительно по теме:
- что вступает в силу 1 марта 2025 года;
- как составить уведомление на обработку персональных данных;
- что такое защита персональных данных;
- какие есть виды персональных данных;
- как заполнять согласие на обработку персональных данных;
- как разработать политику конфиденциальности персональных данных;
- какие документы подготовить при уничтожении персональных данных.