251

Платежная система Contact задерживает переводы пользователям

Размер шрифта:

Сбой в работе системы Contact может быть связан с тем, что Банк России с 10 ноября 2015 года отозвал лицензию на осуществление банковских операций у "Русславбанка", который выступает одним из ее расчетных центров. Однако, в самом ЦБ пока нет информации о проблемах с осуществлением денежных переводов с помощью этой системы.

10 ноября 2015 года Банк России отозвал лицензии сразу у четырех московских банков. Лицензий лишились - АО "Коммерческий банк "Русский славянский банк", который работал под брендом "РСБ 24" и занимал 124-е место по величине активов в банковской системе страны, ПАО «Региональный банк развития» - 280-е место, ООО "Коммерческий банк «Региональный банк сбережений» - 329-место и ООО "Коммерческий банк "Межрегионбанк" - 502-е место. Казалось бы, уже стандартная и привычная процедура отзыва лицензии в этот раз повлекла за собой возникновение целого ряда проблем в работе платежной системы денежных переводов Contact, которая в настоящий момент не принадлежит ни одному из проштрафившихся банков. Еще 7 ноября пользователи системы Contact столкнулись с неведомыми "техническими проблемами", в результате которых выплата переводов была задержана. Особенно почувствовали это пользователи системы электронных денег WebMoney, которые пытались вывести свои средства с помощью Contact. Примечательно, что частично переводы все же доходят адресатам, а банки, обслуживающие систему, и вовсе не заметили никаких проблем - кроме учащения случаев, когда номер перевода, который называет клиент, не определяется в системе. В такой ситуации обычно решением проблемы клиенты занимаются через колл-центр, а не с помощью операционистов банка. Возможно поэтому, ситуация пока не получила широкого резонанса. Надо отметить, что дозвониться на горячую линию Contact еще в субботу было достаточно легко, правда, операторы не могли никак объяснить ситуацию с невозможностью получить переводы, кроме упоминания о том, что статус перевода "в обработке" и надо просто ждать. Уже 10 ноября в системе просто перестали общаться с раздосадованными клиентами. Автоответчик горячей линии твердит о том, что "ваш звонок не может быть обработан в настоящее время". В неведении по поводу сложившейся ситуации находятся и операторы горячей линии Центробанка. Там советуют дождаться назначения временной администрации "РСБ 24" и обратится туда или в тот банк, с которого и был отправлен перевод. В самой платежной системе такую ситуацию, видимо, ожидали заранее. В СМИ еще накануне появились сообщения о том, что она «вводит мораторий на использование функционала «РСБ 24» и рекомендует всем заинтересованным лицам вывести оттуда средства. Письма такого содержания получили многие партнеры и участники платежной системы Contact. Как сообщают Ведомости, в них, в частности, было сказано:

Просим вас оперативно приступить к процедуре срочного перехода на расчеты в основные расчетные центры системы – НКО «Рапида» или «Ханты-Мансийский банк Открытие» – и предпринять предупреждающие действия по выводу остатков средств со счетов в «РСБ 24».

Основанием для такого письма послужило то, что финансовый регулятор исключил банк «РСБ 24» из списка кредитных организаций, которым доступно финансирование по операциям репо, что являлось крайне негативным прогнозом. Ранее платежная система Contact была знаменита тем, что являлась первой российской системой денежных переводов, принадлежала "Русскому славянскому банку", и на тот момент именно денежные переводы были главным направлением ее деятельности. Проблемы у основателя Contact начались еще в начале 2014 года, банк столкнулся с подозрениями в нелегальных финансовых операциях, совершенных его топ-менеджерами, и вследствие этого - с оттоком ликвидности. В мае Contact был передан под контроль финансовой группы «Открытие», а в июле 2014 года его вместе с системой «Рапида» приобрела платежная система Qiwi. Поэтому, особых причин для сбоев в работе в нынешней ситуации все-таки нет. Что касается самих банков, лишенных лицензии, то все они являлись участниками системы страхования вкладов и сообщение о наступлении страховых случаев для их вкладчиков уже опубликовано на официальном сайте Агентства страхования вкладов. Выплаты в размере 1,4 млн рублей максимальной компенсации за один вклад начнутся не позднее 24 ноября 2015 года, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». А вот как будет развиваться ситуация с "зависшими" переводами системы Contact, и куда надлежит обращаться отправителям этих переводов пока остается неясным.