757

Министерство природных ресурсов рассчитало, каким должен быть утилизационный сбор на будущий год

Размер шрифта:

Одновременно с заявлениями о необходимости улучшать экологическую обстановку в России, ведомство готовится самым серьезным увеличить расходы предпринимателей на ведение бизнеса. При этом чиновники нарушают собственные обещания о моратории на введение утилизационного сбора до 2019 года. Бизнесменов это все, мягко говоря, не радует.

Минприроды РФ направило на согласование в правительство проект постановления о ставках экологического сбора с 1 января 2016 года. Как уточняет пресс-служба ведомства, в документе определены средневзвешенные значения ставок для 36 групп товаров. Так, для тонны бумаги или картона утилизационный сбор предлагают установить на уровне 2400 рублей; резины – 7000-9000 рублей; пластмассы – 3700 рублей; аккумуляторных батареек – 33400 рублей; электронной и электробытовой техники – 26500 тысячи рублей; стекла – 2500-2900 рублей. По словам главы Минприроды Сергея Донского, предлагаемые ставки «сопоставимы с аналогичными экологическими платежами производителей товаров в странах ЕС». При этом чиновник отмечает, что эксперты «учитывали сложившиеся экономические условия», чтобы «избежать существенного роста финансовой нагрузки на предприятия и население». В итоге по официальным расчетам, влияние экосбора на индекс потребительских цен «минимально и не превысит 0,197% в год».

Напомним, ранее правительство согласилось до 1 января 2019 года не вводить утилизацию в отношении большинства товаров, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также некоторых других групп товаров, которые уже перерабатываются. А на 2015 год чиновники вообще обнулили ставки экологического сбора, давая тем самым производителям время подготовиться к нововведениям, дабы они смогли «сформировать эффективную систему учета и контроля образования и утилизации отходов производства и потребления по различным группам товаров или начать создание собственных перерабатывающих мощностей», чтобы избавиться от необходимости платить экосбор, уточнил Донской. Буквально вчера стало известно, что кабинет министров утвердил перечень товаров, не подлежащих захоронению. В него вошли товары, которые, по оценкам чиновников, составляют основную часть твёрдых коммунальных отходов: бумага, кожа и резина, полимеры, стекло, текстильные изделия, черные и цветные металлы, элементы питания. В правительстве надеются, что запрет на их захоронение улучшит экологическую ситуацию в стране, одновременно придав импульс развитию перерабатывающей промышленности. В ближайшие два года они ждут появления 24 новых сортировочных комплексов с 831 технологической линией по переработке отдельных фракций отходов во вторичное сырье, 261 комплекса по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов. Предприниматели немедленно отреагировали на новость о готовящихся нормативах. Они уверенно заявляют, что чиновники пока не представляют себе реальных последствий введения утилизационного сбора. Очевидно, что рост цен в результате его появления будет варьировать между 2,5-3%, а то и больше – в зависимости от сферы. Кроме того, по словам представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, одних ставок экологического сбора недостаточно для того, чтобы судить, как изменятся цены на рынке. Нужно еще определить, сколько тонн должны переработать самостоятельно или заплатить за их переработку производители/импортеры. Эксперт также уверен, что чиновники, продолжая обсуждать ставки утилизационного сбора, фактически отказываются от собственных обещаний.

Обещание ввести мораторий до 2019 г. не выполнено, а 36 перечисленных категорий охватывают подавляющее большинство товарных позиций, с которых изначально планировали собирать экоплатеж. Мы не понимаем, о чем говорит министр, получается, что его комментарии и пояснительные записки не имеют ничего общего с текстами документов.

Вместе с тем Гуськов настаивает, что власть сегодня больше заботит не экологическая ситуация в стране, а очередной вариант пополнения бюджета за счет налогоплательщиков. Он утверждает, что технологий по переработке для ряда категорий, например холодильников и кинескопных телевизоров, в России нет, поэтому утилизационный сбор – лишь дополнительная нагрузка на бизнес. При этом дополнительное финансовое давление могут выдержать не все. Например, для издательства, которые после ряда реформ с торговлей и рекламой табачной и алкогольной продукции и так находятся в плачевном состоянии, платить за утилизацию выпущенных газет и журналов неспособны, сетует председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Оптимизму чиновников поражаются даже сами переработчики.

Предложенная ставка экосбора приемлема на начальном этапе, хотя и не позволит обеспечить создание новых производственных мощностей. Все зависит от норматива утилизации. При нормативе 5% даже при полном отсутствии переработки отходов своих товаров производителям придется платить всего 1,3 тысячи рублей за тонну. Кроме того, в РФ нет мощностей по утилизации литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов. Предприятия ассоциации не занимаются их переработкой, но проблема утилизации перед ними уже стоит. Выбор невелик: хоронить на полигонах (понимая, что это опасные отходы), вывозить на утилизацию за пределы СНГ или накапливать, дожидаясь организации переработки в РФ (затраты на хранение при этом лягут на самих переработчиков).

По словам Донского, уже через 2-3 года ставки могут быть пересмотрены. В какую сторону, пока непонятно, но вряд ли их уменьшат. А это в очередной раз ударит по ценам, вызовет волну негодования как производителей, так и потребителей, а главное - заставит предпринимателей уходить в тень. Похоже, что в Минприроды забыли: недостаточно утвердить ставки, «сопоставимые с аналогичными экологическими платежами производителей товаров в странах ЕС», и обозначить круг плательщиков утилизационного сбора. Чтобы система заработала на желаемом уровне, надо подумать о дополнительном переходном периоде, о вариантах поддержки производителей и поставщиков, о более эффективных методах управления. Судя по всему, и на этот раз предпринимателям придется решать все эти проблемы самостоятельно.

Дополнительно: