52
Оставить комментарий Распечатать

Страсти по ОСАГО

Размер шрифта:

После того, как государство в несколько раз увеличило сумму вознаграждения, положенного при наступлении страхового случая по ОСАГО, а Центробанк увеличил тарифные ставки, страсти вокруг страхования ответственности автовладельцев не утихают. Пока не ясно чем закончится эпопея, однако Петербургский правовой портал попробовал разобраться в ситуации.

Содержание

ОСАГО: история подорожания

Все началось с того, что с октября 2014 года изменились нормы Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и начали действовать новые тарифы сумм страхового возмещения по ОСАГО. С 1 апреля - новые "Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 N 150, также изменились. Документ ввел в действие нормы Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суммы страховых выплат существенно выросли, а принцип их расчета изменился. Теперь ОСАГО покрывает вред, причиненный здоровью потерпевшего в результате автомобильной аварии, ущерб, причиненный окружающим объектам и даже утрату товарного вида автомобиля.

Центробанк РФ, регулирующий деятельность страховых компаний, посчитал, что новые правила могут значительно отразится на стабильной работе страховых компаний, и принял решение увеличить базовые ставки страховых тарифов ОСАГО. Это привело к тому, что с 12 апреля стоимость страховки для автовладельцев большинства транспортных средств увеличилась примерно на 40%. И, хотя, против такого увеличения выступила как общественность, так и депутаты Госдумы РФ, его поддержал президент России Владимир Путин. Во время прямой линии с россиянами, глава государства отметил, что вопрос о повышении тарифных ставок назрел давно и является необходимым и своевременным. Однако, Владимир Путин пообещал подумать над тем, каким образом оказать адресную поддержку в оплате ОСАГО малоимущим автовладельцам.

ОСАГО: к чему все идет?

Эксперты отмечают, что новые правила ОСАГО, которые до этого не изменялись в течение 10 лет, привели к резкому росту страховых выплат в 1 квартале 2015 года. Абсолютно все страховые компании отметили рост средних сумм, выплаченных по ОСАГО - примерно на 42%. И, хотя рост страховых тарифов несколько сбалансировал сборы страховщиков, они тоже выросли на 29%, общий баланс остался не в их пользу.

Центробанк уравновесил новые правила с 12 апреля 2015 года: против нового размера максимальной компенсации ущерба имуществу (выросшей в октябре 2014 ода с 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей) и нового размера максимальной компенсации ущерба здоровью и утраты жизни (с 1 апреля составляет 500 тысяч рублей вместо 160 тысяч рублей) финансовый регулятор выставил повышение стоимости страхового полиса на 40%. Таким образом, страхователи, попавшие в ДТП, получили возможность обращаться за страховой выплатой только в свою компанию. При этом, расчет выплат должен производиться по единой методике оценки ущерба с едиными ценам на ремонт и запасные части – по данным из справочников РСА. В свою очередь, страховые компании смогут успешно конкурировать между собой при установлении стоимости страхового полиса. Благодаря появлению тарифного коридора и возможности применять поправочные коэффициенты, такие как мощность и класс автомобиля, регион его регистрации и стаж водителя. Но в целом как страховщики, так и страхователи не довольны сложившимся с ОСАГО положением. Если первые считают, что рост тарифов не позволит до конца уравновесить рост страховых выплат, то вторых отпугивает высокая стоимость страхового полиса. В результате, как показывает статистика, продажи полисов ОСАГО уже снизились с начала года на 0,3% или на 126 тысяч единиц. По мнению экспертов, граждане считают, что езда без ОСАГО окажется для них дешевле - штраф за отсутствие полиса составляет всего 800 рублей, тогда как стоимость самого страхового полиса ОСАГО достигает 4,2 тысяч рублей.

ОСАГО: инициативы законодателей

Депутаты ГД РФ, в свое время старавшиеся остановить повышение базовых тарифов ОСАГО рядом законопроектов, выступили с новыми инициативами - на рассмотрение Госдумы РФ поступил законопроект № 767287-6 "О внесении изменений в 12.3, 12.37 и и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях] (о снижении ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе полиса ОСАГО, или имеющим при себе недействующий страховой полис)". Авторами документа являются депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Игорь Лебедев, Андрей Свинцов и Ярослав Нилов. Суть предложения сводится к тому, что в статье 12.3 КоАП РФ уменьшается ответственность за:

  • отсутствие при себе у водителя полиса ОСАГО,
  • управление автомобилем, лицом, не вписанными в полис ОСАГО,
  • нарушение срока эксплуатации автомобиля, предусмотренный в полисе ОСАГО.

Авторы считают, что необходимо установить ответственность в виде предупреждения, а не административного штрафа размером в 500 рублей, как это предусмотрено действующей редакцией статьи. Ответственность же за полное отсутствие страхового полиса депутаты предлагают понизить до 500 рублей, вместо 800 рублей штрафа, действующих сейчас. В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают, что зачастую причиной отсутствия страхового полиса ОСАГО является не отказ автовладельца нести расходы по обязательному страхованию, а объективные условия намеренного или ненамеренного усложнения страховыми компаниями процедур и условий заключения или продления страхового полиса. Поэтому снижение ответственности за отсутствие полиса представляется депутатам вполне логичной и оправданной мерой, направленной на защиту прав и интересов автомобилистов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако эксперты настроены по этому поводу несколько иначе.

ОСАГО: из страховки в налог?

Тем временем, Роспотребнадзор предлагает перевести страховой сбор ОСАГО в разряд фискальных. По мнению чиновников, это избавит от спекуляций по этому вопросу, как со стороны автомобилистов, так и со стороны страховых компаний. У которых, к тому же, по инициативе Роспотребнадзора, отберут поступления от ОСАГО и передадут их в специальный целевой фонд, который и будет распределять средства по наступившим страховым случаям. Насколько быстро такая инициатива Роспотребнадзора обретет реальные очертания законопроекта и каким он будет, мы сможем узнать в самое ближайшее время. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием ситуации вокруг ОСАГО.

Может пригодиться:

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай