При изменении определенных сведений предприятия требуется их обновление в ЕГРЮЛ — специальном реестре, доступном для всеобщего ознакомления. База данных по всем юрлицам существует в электронной форме и поддерживается в актуальном виде в принудительном порядке по законодательству. Если забыть обновить информацию, можно получить штраф. Разбираемся, как правильно сделать обновление и не попасть под штрафные санкции.
Навигация
Какие изменения нужно вносить в ЕГРЮЛ
Вся актуальная информация о компании содержится в специальном реестре юридических лиц, именуемом ЕГРЮЛ. Это так называемый «паспорт» организации.
Если требуется свежая выписка, то ее нужно скачать с налогового сервиса. Сведения находятся в свободном доступе и предоставляются бесплатно. Для этого в поле нужно внести ИНН или ОГРН и нажать на кнопку «Найти».
Перечень сведений, содержащихся о юрлицах в реестре, достаточно большой и закреплен в законе о госрегистрации юрлиц и ИП. Основная информация:
- о наименовании;
- организационно-правовой форме;
- способе образования юрлица;
- об адресе организации;
- руководителе;
- учредителях и участниках;
- размере уставного капитала;
- видах деятельности;
- реестродержателе акций АО.
Подробнее: как получить выписку из ЕГРЮЛ
Любая информация, если она меняется, требует обновления в реестре путем подачи документов и регистрации.
Например, сменился директор, произошла продажа доли в ООО другому лицу, компания переехала на новый адрес, увеличился уставный капитал, происходит реорганизация предприятия, меняется регистратор в акционерном обществе и т. д.
То есть если текущие сведения о юрлице перестали соответствовать сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, закон требует их обновления.
В частности, по этому адресу из реестра осуществляется связь с ООО, и последнее несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по этому адресу. Если стал иным фактический адрес, вносить официальные изменения не нужно.
Но не требуется вносить коррективы в ЕГРЮЛ при изменении таких сведений, как фамилия, паспортные данные, адрес места жительства учредителя или директора. Такие обновления происходят автоматически посредством внутреннего взаимодействия между профильными органами.
В некоторых других случаях налоговый орган сам исправляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Например, при преобразовании юрлица он вносит сведения о созданном юрлице в сведения о другом юрлице, участником или учредителем которого являлось прекращенное в результате реорганизации юрлицо.
Пошаговая инструкция: как внести изменения в ЕГРЮЛ
Порядок действий:
Шаг 1. Принятие решения в организации об изменении сведений из ЕГРЮЛ директором, общим собранием участников, советом директоров, иным органом в зависимости от компетенции и вопроса повестки дня.
Оформить в виде решения единственного участника, протокола общего собрания участников или приказа директора общества.
Шаг 2. Подача заявления в налоговую инспекцию по месту нахождения общества одним из способов по выбору заявителя:
- непосредственно (лично);
- через нотариуса, который передает документы в налоговую инспекцию в форме электронных документов, подписанных его УКЭП;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- в форме электронных документов, подписанных УКЭП, через сайт ФНС России или портал госуслуг (ЕПГУ).
Рекомендуется использовать для подачи в ИФНС документ в формате tif или jpeg — во избежание допущения ошибок и получения отказа со стороны ИФНС.
Предоставляет документы лично или через МФЦ любой гражданин независимо от того, является он заявителем или нет. Для проверки полномочий и статуса предъявляют удостоверение личности и нотариально заверенную доверенность от заявителя, если он сам не является заявителем.
Всегда в заявлении оформляют титульный лист и лист П (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые вносят в ЕГРЮЛ. Названия листов соответствуют изменениям, в отношении которых они заполняются.
Подписи в подаваемых заявлениях заверяются нотариусом. Исключение — направление заявления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Иные документы подавать не нужно, поскольку закон этого не требует. Так, не требуется предоставлять решение об избрании директора.
Шаг 3. Получение заявителем расписки, подтверждающей факт подачи документов с указанием даты их получения.
Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ
Изменения в ЕГРЮЛ вносятся на основании заявления.
Формы заявлений на внесение изменений в ЕГРЮЛ выбирают по ситуации:
- меняете положения устава и (или) сведения о юрлице в ЕГРЮЛ — ф. № Р13014;
- вносите в ЕГРЮЛ сведения о начале реорганизации — уведомление по ф. № Р12003;
- вносите в ЕГРЮЛ данные о ликвидации компании — заявление (уведомление) по ф. № Р15016.
Вот образец составления заявления по ф. № Р13014 при смене кодов ОКВЭД:
Независимо от того, какое заявление (уведомление) вы заполняете, рекомендуем использовать программу ФНС России «Подготовка документов для государственной регистрации», размещенную на сайте ФНС. Ее использование позволит учесть все установленные требования.
Любое заявление заполняется на русском языке или с переводом, утвержденным нотариусом. Составляется на компьютере либо вручную.
На компьютере заполняют самостоятельно в формате xls, pdf или с помощью программного обеспечения для подготовки документов АО ГНИВЦ, которое находится в свободном доступе на сайте.
Там же отслеживаются изменения по обновлению форм и программы.
Сроки внесения изменений в ЕГРЮЛ
Сроки внесения различаются в зависимости от вида сведений, подлежащих регистрации в ЕГРЮЛ.
Например, если в АО происходит уменьшение уставного капитала, то в течение 3 рабочих дней после даты принятия такого решения надо обратиться в налоговую для внесения в ЕГРЮЛ сведений об этом. Такой же срок установлен, когда меняется место нахождения любого юрлица.
Сообщить об изменении ОКВЭД обязательно в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществления нового вида деятельности или принятия решения о смене либо добавлении нового вида деятельности в инспекцию по месту нахождения компании.
В случае нарушения сроков должностные лица привлекаются к ответственности с наложением штрафа в размере 5000 руб., непредоставление данных о новых кодах влечет штраф от 5000 до 10 000 руб.
Регистрация проходит в срок до пяти рабочих дней со дня предоставления всех документов в ИФНС.
Может пригодиться: как подать возражение против исключения из ЕГРЮЛ
Размер госпошлины при внесении изменений в ЕГРЮЛ
Если подаете на изменения сведения, содержащиеся только в ЕГРЮЛ, пошлина не платится. Ее надо платить, когда вы вносите изменения в устав.
При подаче в привычной бумажной форме за регистрацию необходимо оплатить госпошлину и предоставить документ об уплате (чек, квитанцию, платежное поручение и др.).
Если пакет документов на внесение изменений в устав и в ЕГРЮЛ подается через сайт ФНС России, портал госуслуг (ЕПГУ), через МФЦ или нотариуса, то госпошлина не уплачивается.
Сумма госпошлины — 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
С помощью электронного сервиса ФНС России можно:
- сформировать квитанцию на уплату госпошлины через банк;
- или оплатить пошлину дистанционно.
Здесь заполняют все поля: вид платежа, сумму, ОКТМО получателя платежа, данные плательщика и т. д.
Подробнее: как оплатить госпошлину