Порядок работы с контрольно-кассовой техникой скоро будет регулировать Налоговый кодекс РФ. Минфин России разработал соответствующий законопроект. Штрафы за нарушения при расчетах с покупателями также переедут из КоАП РФ в НК. Читайте комментарий предпринимателя: чем грозят эти перемены, к чему готовиться, чем сердце успокоится.
Что случилось?
Минфин России подготовил масштабные поправки в Налоговый кодекс РФ. Законопроект о переносе норм, регулирующих правила применения контрольно-кассовой техники и устанавливающих штрафы за нарушения из Федерального закона о ККТ 54-ФЗ и КоАП РФ, в отдельную главу НК РФ опубликован на едином портале проектов нормативно-правовых актов. Инициатива проходит общественное обсуждение перед утверждением правительством и внесением в Госдуму.
Фискальное законодательство станет единым
Как отмечают чиновники в пояснениях к проекту, предложенные поправки обеспечат единые правила администрирования и контроля за организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими фиксацию расчетов. Когда законодательство о ККТ пропишут в нормах Налогового кодекса, законодательные нормы о применении контрольно-кассовой техники станут более совершенными, так как интегрируются в налоговое законодательство.
С этой целью чиновники вводят новый термин — «фиксация расчетов» взамен «применение контрольно-кассовой техники». Это более широкий термин, охватывающий все способы документирования расчетов с покупателями, в том числе с применением специального мобильного приложения самозанятыми гражданами. Налоговикам будет проще контролировать соблюдение требований о передаче данных в ИФНС и выдаче чеков клиентам.
Наказания за неприменение онлайн-ККТ и другие нарушения изменятся
Штрафы, связанные с применением онлайн-касс, уберут из КоАП РФ и перенесут в Налоговый кодекс. При этом некоторые меры ответственности изменятся, а составов правонарушений добавится. В частности, авторы инициативы вводят налоговую ответственность за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде. Планируемый размер штрафа:
- для ИП — 50 000 рублей;
- для организации — 100 000 рублей.
Для некоторых санкций планируется убрать или изменить нижнюю границу штрафа. Например, за неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) сейчас минимальный штраф составляет:
- для должностных лиц — 1/4 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
- для организаций — от 3/4 суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.
Чиновники предлагают сохранить минимально возможные суммы штрафы, но увеличить их по отношению к сумме покупки:
- для должностных лиц — 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации;
- для юридических лиц — вся сумма расчета, осуществленного без фиксации.
Кроме того, для организаций и ИП, не фиксирующих свои расчеты с покупателями, в НК РФ пропишут ограничительные меры:
- приостановление операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к сайтам, информационным системам и программам ( для тех, кто ведет деятельность через интернет);
- приостановка деятельности (для тех, кто работает через стационарные торговые объекты).
Чиновники планируют, что новые правила фиксации расчетов и система штрафов в составе НК РФ начнут действовать с 01.01.2021. Для этого законопроект должен принять парламент и подписать президент России.
Комментарий предпринимателя
Мы на пороге новых мер «беспрецедентной поддержки» российского бизнеса вообще, и малого в частности.
Правительство решило «совершенствовать» законодательство о применении контрольно-кассовой техники, чему посвящен проект федерального закона 02/04/07-20/00106012 от 15 июля 2020, подготовленный Минфином. Ключевые моменты, важные, на мой взгляд, для онлайн-бизнеса с клиентами-физиками:
1. Все положения о ККТ, которые сейчас расписаны в федеральных законах, переносятся в НК. В том числе и вся нелогичное и дебильное вроде паразитов ОФД и применения ККТ при онлайн-платежах (зачем надо действующий ФЗ запихивать в НК — отдельный разговор).
2. Вводятся такие понятия, как «оперативный контроль», «оперативная проверка», «мероприятия налогового контроля». Кто-нибудь помнит такой орган в 90-е, как «налоговая полиция»? По факту — это оно. Кто забыл, тот вспомнит, кто не знал — узнает.
3. В ходе мероприятий могут проводиться наблюдение, контрольные закупки, использоваться фото- и видеозаписи, привлекаться свидетели, сторонние специалисты и эксперты. Причем уведомлять проверяемое лицо не обязаны.
4. Если на проверяемое лицо кто-то пожалуется, то проверка может быть проведена независимо от того, когда последний раз это лицо проверяли. То есть проверять по жалобам могут хоть 365 дней в году.
5. Все общение с налогами по проверкам, получение от них какой-то информации по этому поводу — исключительно через кабинет ККТ. Пропустил, вовремя не прочитал — сам дурак.
6. В ходе оперативного контроля, кроме прочего, предприниматели обязаны обеспечить доступ не только к документам и информации, которую потребуют проверяющие, но и к используемым ККТ. А это значит, что под угрозой «облачные» кассы (а как вы можете обеспечить доступ к кассе где-то в неведомом вам дата-центре?).
7. Вот это очень крутая фича — ФНС получат право досудебной блокировки домена, сайта, определенного адреса, мобильного приложения, любого онлайн-ресурса, с внесением этого ресурса в в ЕАИС как содержащего информацию, распространение которой в РФ запрещено. Это значит, что если налоги посчитают, что вы неправильно принимаете онлайн-платежи — они влегкую заблокируют вам сайт в Рунете (с соцсетями все сложнее, конечно, но формально тоже право имеют). Это, разумеется, помимо банальных блокировки счетов и приостановления деятельности.
8. И подсластили всю эту пригоршню пилюль — будет упрощенный порядок производства по делам, если вы согласны не бодаться с ИФНС, а все признать, что вам вменили. За это не будет лишних бумаг и актов, и штраф будет меньше (так и напрашивается: «На месте разберемся или в отделение поедем?»)
Подчеркну — это пока проект, который как бы в стадии обсуждения, но проект предложен не каким-нибудь экзальтированным депутатом, а Минфином. Поэтому вангую, что не ляжет этот проект в долгий ящик и кардинально он вряд ли изменится.
Вадим Шемаров, предприниматель
-
Борис Кудрин Кудрин
2020-07-24 18:49:59Юлия, может Вы описались, не с 01.01.2020 а с 01.01.2021. Хотя от нашего правительства и думы всего можно ожидать, они могут и задним числом, лет так 5 ввести законы. Не им же кувыркаться в ихних хитросплетениях: