В римской мифологии Меркурий — это бог торговли. Быстрый и предприимчивый. Поэтому название для новой федеральной автоматизированной системы сертификации продуктов, которая в полную силу заработает с 1 июля 2018 года, чиновники выбрали не случайно. Правда, на практике пока все получается в соответствии со словами незабвенного премьер-министра Виктора Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Ритейлеры опасаются, что начало работы новой ФГИС приведет к пропаже с полок магазинов мяса, молока, рыбы, яиц и колбас.
Что случилось?
С 1 июля 2018 года для всех всей продукции животного происхождения вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация. Иначе говоря, такая продукция обязательно должна быть включена в автоматизированную систему «Меркурий». Как отмечает Россельхознадзор, который является оператором системы, «Меркурий» предназначен для электронной сертификации подчиненных госветнадзору грузов, а также для отслеживания пути их перемещения по территории РФ. Это необходимо для создания единой информационной среды для повышения биологической и пищевой безопасности. Что это означает для потребителей, а также магазинов, которые продают такую продукцию?
Только то, что без ветеринарной справки, оформленной в федеральной государственной информационной системе «Меркурий», принимать к реализации продукцию животного происхождения с 1 июля 2018 года будет запрещено. А это значит, что те производители, которые к этому времени не успеют «подружиться» с системой, не смогут продавать свою продукцию, и она исчезнет с полок магазинов.
Качество через дефицит
Внедряя новые требования к сертификации продукции животного происхождения, чиновники преследовали благие цели: повышение качества и создание реальных препятствий для некачественной продукции. Она, как отмечают разработчики системы, просто не сможет поступить в продажу, а значит, и попасть на столы потребителей. Представитель Минсельхоза Челябинской области Сергей Тузов рассказал о работе «Меркурия» так:
Сейчас мы сопровождаем, грубо говоря, сырое молоко, но не сопровождаем готовую продукцию. Но с 1 июля документы будут выдавать и на переработку, и если на завод принято определенное количество сырого молока, а выход продукции будет больше, то система не даст произвести эту „лишнюю“ продукцию. Это также исключает включение в состав молока других составляющих.
Но продавцы, да и сами производители опасаются, что на практике на прилавки не попадет и много хороших продуктов. Ведь, по их мнению, система к работе просто не готова. Участники продовольственного рынка выступают за перенос сроков внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) из-за неготовности производителей и рисков сбоев поставок продуктов. Об этом департамент торговли и услуг Москвы проинформировал Минпромторг в мае 2018 года, ответа пока не последовало. К тому же один раз внедрение системы уже переносили: с 1 января как раз на 1 июля.
Кто должен подключиться к системе с 1 июля 2018 года?
Пока вариантов переноса срока начала массовой работы ФГИС «Меркурий» не предвидится, разберемся: кто же должен успеть подключиться к ней с 1 июля? В число участников системы с этой даты должны войти все организации и индивидуальные предприниматели, которые производят, перевозят или продают продукцию, подлежащую ветеринарному контролю. В их число, в частности, входят:
- фермы;
- молочные заводы;
- птицефабрики;
- мясокомбинаты;
- производители морепродуктов;
- другие производители.
При этом те организации, которые перевозят и реализуют продукцию животного происхождения, также должны работать по новым требованиям и вести учет электронных ВСД через ФГИС. В их число входят:
- оптовые базы;
- логистические центры;
- торговые сети;
- розничные магазины;
- предприятия общепита.
В общем, все те, кто реализует продукцию, перечисленную в перечне из приказа Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648:
- мясо;
- птица;
- жиры и субпродукты;
- колбасы;
- мясные консервы;
- рыба и консернвы из нее;
- морепродукты;
- водные беспозвоночные;
- яйца птиц.
Большинство крупных предприятий чиновники подключили к системе автоматически, а вот небольшим производителям и продавцам нужно поторопиться, чтобы не оставить свои полки пустыми, а склады — полными.