248
Оставить комментарий Распечатать

В блокировках счетов граждан разобрался Верховный суд

Размер шрифта:

В последнее время банки массово блокируют счета граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые совершают подозрительные операции в соответствии с инструкцией Центробанка. Некоторые клиенты кредитных организаций решили защитить свои права и дошли до Верховного суда, который признал право банков следить за проблемой отмывания денежных средств и пресекать такие операции.

Что случилось?

Коллегия Верховного суда РФ по гражданским делам рассмотрела дело №11-КГ17-23 в котором клиент "Бинбанка" подал иск о незаконной блокировке его карты в связи с нарушением антиотмывочного законодательства. Контролировать клиентов по инструкции о подозрительных операциях ранее обязал Банк России. Как заметили журналисты издания "Коммерсантъ", этот спор примечателен тем, что судебная практика по подобным спорам граждан с банками только формируется, и если бы ВС РФ поддержит клиента, банкам пришлось бы пересмотреть свой подход к этому вопросу. Ведь суды до сих пор в большинстве случае принимают сторону физлиц, которые обналичивают собственные средства. Однако судьи ВС РФ выслушали позицию банка и сочли что таким образом банкиры выполняют функции контроля государства за финансовыми операциями граждан и организаций и противодействуют «обналичиванию» денег и выводу их из-под госконтроля, в том числе с помощью "антиотмывочного" Федерального закона 115-ФЗ. А задержки в блокировке возможны, ведь прежде чем разрешать операции банку необходимо во всем разобраться.

Блокировка за снятие денег в банкомате

Истец получил на свой банковский счет денежные средства от организации, обладающей признаками фирмы-однодневки. В основании для их перевода было сказано, что это "возврат неиспользованных средств из соцсети "ВКонтакте". До этого клиент банка уже получал аналогичные переводы от того же отправителя с той же формулировкой. Ситуация осложнилась тем, как отмечают представители "Бинбанка" в суде, что клиент сразу же обналичивал пришедшие ему суммы, снимая их с карты. Именно за обналичивание сомнительных средств банк заблокировал его счет. Клиент в ответ подал заявление о закрытии счета и переводе средств в другой банк. Однако ситуация затянулась и перевод был осуществлен только через 32 дня.

В результате в своем иске клиент требует от "Бинбанка" компенсации в связи с нарушением срока выдачи наличных и закрытия счета. Кроме того, он хочет взыскать с банкиров моральный вред в размере 5 тысяч рублей и потребительский штраф. Суды двух инстанции уже поддержали его требования. В ходе судебных разбирательств банк настаивал, что заморозил операции до предъявления документов, подтверждающих происхождение денежных средств. Однако суды пришли к выводу, что банк не доказал "факт незаконности операций, производимых истцом". Тем не менее Верховный суд РФ принял жалобу банка на рассмотрение коллегией.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ разобрались, достаточно ли одних подозрений банка для блокировки перевода и признали нарушение процедуры возврата доступа клиента к его средствам недостаточным основанием для привлечения банка к ответственности. Суд отметил, что к отношениям между клиентом и банком надо применять не закон о защите прав потребителя, а нормы Гражданского кодекса РФ, а оснований для взыскания не было: ведь клиенту заблокировали только карту, а не счет. Несмотря на то, что доступа к своим средствам гражданин не имел целый месяц, дело было отправлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.

Может пригодиться:

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года