408
Оставить комментарий Распечатать

Изменения в Кодексе внутреннего водного транспорта с 4 июля 2017 года

Размер шрифта:

4 июля 2017 года изменилась редакция Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. В документ внесено более ста поправок, большинство из которых уточняет и конкретизирует существующие во внутренней морской и речной навигации понятия. В частности, законодатели определили, что такое судовой ход, судоходные гидротехнические сооружения и специальный персонал.

Изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ внес Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ, который вступил в силу 4 июля 2017 года. Поправки, которые разработали законодатели являются достаточно обширными: их 165, но носят в большинстве своем технических характер. Поэтому подробнее мы остановимся только на некоторых из них.

Понятия внутреннего водного транспорта

В статью 1 КВВТ РФ законодатели добавили причалы, а также уточнили, что суда и плавучие объекты, предназначены для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, а не для эксплуатации, как было в старой редакции этой статьи. Также изменилась редакция статьи 3 КВВТ РФ, которая, как раз и регулирует все основные понятия кодекса. В ней все операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров отнесли к понятию судоходства, а судовладельцами теперь законодательно признаны граждане Российской Федерации или российские юридические лица, эксплуатирующие судно под Государственным флагом РФ от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании. Ранее это понятие относилось только к тем гражданам и организациям, которые эксплуатировали любые суда.

Этой же статьей 3 КВВТ РФ расшифрованы такие основные понятия, как:

  • судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;
  • судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;
  • оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;
  • плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
  • навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
  • специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна.

Нормами новой редакции статьи 6 КВВТ РФ определены понятия и требования к провозной плате, сборам (тарифам) с судов в части пассажирских перевозок. Так,перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования законодатели признали любую перевозку пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемую по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством РФ государственного или муниципального контракта между перевозчиком и государственным органом. При этом, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется условиями этого контракта.

Также в Кодекс добавили новую статью 6.1 КВВТ РФ, которая регулирует перевозку специального персонала. К такому персоналу законодатели отнесли:

  1. должностных лиц, которые исполняют свои должностные полномочия в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
  2. лиц, участвующих в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
  3. лиц, перевозимых на другие суда в целях смены их экипажей.

В статье 7 КВВТ РФ уточнено понятие перечня внутренних водных путей РФ и определены их признаки. А новая редакция статьи 8 КВВТ РФ регулирует содержание таких внутренних водных путей. Нормами статьи 9 КВВТ РФ уточнен порядок строительства и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях РФ.

Учет плавучих судов и их экипажи

Законодатели изменили название главы IV КВВТ РФ. Теперь она называется "Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них, учет плавучих объектов". По нормам статьи 15 КВВТ РФ право собственности на судно, строящееся на территории РФ, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в реестре строящихся судов. Нормами новой редакции статьи 16 КВВТ РФ определены особенности государственной регистрации и учета плавучих объектов. В частности, нее добавлен пункт 1.2 следующего содержания:

Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

По нормам статьи 18 КВВТ РФ основаниями государственной регистрации строящегося судна и прав на него являются:

  1. договор на постройку судна,
  2. заключение организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов,
  3. заключение иностранного классификационного общества, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ.

Пункт 7 статьи 20 КВВТ РФ утратил силу, в нем шла речь, что приостановление государственной регистрации судна должно было сопровождаться внесением соответствующей записи в Государственный судовой реестр или реестр маломерных судов.

Статья 23 КВВТ РФ, которая определяет право плавания по Государственным флагом РФ , теперь дает такое право иностранными судам, которые были приняты российским арендатором в аренду без экипажа, только после регистрации такого судна в реестре арендованных иностранных судов и при соблюдении следующих условий:

  • арендатор отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 2 статьи 23 КВВТ РФ;
  • собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  • законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства.

По нормам статьи 26 КВВТ РФ экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение, а все лица, которые входят в экипаж любого судна, должны быть включены в судовую роль. Статьей 30 КВВТ РФ определена роль капитана. Это лицо, которое является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна. Пункт 6 статьи 31 КВВТ РФ, которая регулирует права и обязанности капитана, утратил силу.

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года