Конституционный Суд признал законность системы "Платон"

Размер шрифта:

Система взимания платы за проезд по федеральным трассам с владельцев большегрузов соответствует нормам Конституции РФ и зарубежной практике - такой вердикт вынесли судьи Конституционного Суда. Высокий суд отметил лишь незначительные недочеты в использовании системы и рекомендовал чиновникам их устранить.

31 мая 2016 года в открытом заседании Конституционный Суд РФ огласил свое решение по проверке на соответствие Конституции РФ системы для сбора с владельцев грузовиков оплаты за проезд по федеральным трассам, имеющей название "Платон". Судьи постановили, что такая плата, а равно и работа системы не противоречат Основному закону Российской Федерации.

В постановлении Суда отмечено, что те, кто «наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги» должны платить больше других автовладельцев. Такая норма является общепринятой в международной практике и не содержит в себе ущемления прав владельцев большегрузов. В документе сказано:

КС РФ исходил из того, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве. Это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна. Данный подход широко применяется в практике зарубежных стран. Конституционный Суд указал на то, что взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога. Суд не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо.

Однако, власти не должны «чрезмерно обременять предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами», поэтому нормы о вычете уплаченных в "Платон" сумм из транспортного налога должны быть приняты как можно скорее. Необходимый законопроект уже внесен в Госдуму и только от депутатов зависит насколько быстро он будет принят и начнет действовать.

Кроме того, КС РФ отметил необходимость уточнить функции и права оператора системы "Платон", в качестве которой выступает коммерческая организация, связанная с бизнесом семьи Ротенбергов. Судьи указали, что оператор не может нести нормотворческие полномочия, выходящие за рамки организационно-технического регулирования работы самой системы. Такой порядок вещей судьи признали несоответствующим Основному закону и обязали Правительство РФ в кратчайшие сроки внести необходимые изменения в свои правовые акты.

Это значит, что оператор "Платона" больше не сможет самостоятельно регулировать порядок оплаты сбора за проезд, пользования бортовыми устройствами, а также информирования об отклонении от маршрута. Все эти детали разрешается регулировать исключительно нормативными актами уполномоченного органа. Кроме того, Суд указал на недопустимость непосредственного применения оператором системы к ее пользователям любых мер принудительного характера. Взимать штрафы, а также определять их размер можно исключительно на основании требований, установленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Судьи отметили, что:

Штраф за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами не может налагаться в отсутствие вины владельца большегрузного транспорта. Он вправе доказать, что наличие формальных признаков правонарушения было вызвано не зависящими от него обстоятельствами (дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами).

Решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для исполнения всеми органами власти, организациями и гражданами. Поэтому, с момента оглашения данного решения законодателям дается время на исправление выявленных недостатков, однако, до момента принятия необходимых законодательных и нормативных актов, чиновникам и судам надлежит руководствоваться рекомендациями, данными КС РФ, а не нормами, признанными им неконституционными. Это означает, что перевозчики фактически уже получили право на вычет из транспортного налога в размере взносов, уплаченных в систему "Платон".

Дополнительно: