В 2014 году в России запущен новый механизм проверки безопасности рабочих мест. С начала этого года спецоценка условий труда усовершенствовалась, а штрафы увеличились. В первом полугодии 2015 года нововведения уже лишили предпринимателей 150 миллионов рублей, и чиновники предупреждают: это только начало. Что такое специальная оценка условий труда, какие штрафы за ее нарушение предусмотрены, и за что именно закон разрешает наказывать предпринимателей, рассказывает Петербургский правовой портал.
Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест
Согласно закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда (СОУТ), с 1 января 2014 года в РФ вводится комплекс мероприятий по проверке требований к безопасности рабочих мест. Он состоит из идентификации вредных и опасных факторов производственной среды, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных властью нормативов, а также анализа применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По задумке властей, СОУТ полностью заменит механизм аттестации рабочих мест, регулируемый ранее Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Главное отличие от прежнего подхода – аттестация рабочих мест проводилась на производственных предприятиях, спецоценку условий труда необходимо осуществлять повсеместно, почти на всех имеющихся рабочих мест. Исключение составляют рабочие места надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, не являющихся ИП. По результатам спецоценки рабочим местам присваиваются классы и подклассы в зависимости от их безопасности. Учитывая эти данные и используя нормы статьи 58.3 закона N 212-ФЗ о взносах во внебюджетные фонды, предприниматели применяют дифференцированную шкалу дополнительных тарифов в Пенсионный фонд.
Ответственные за СОУТ
Специальная оценка труда проводится работодателями, в том числе, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Период проверок – не реже одного раза в пять лет. Но правильнее сказать: работодатель заказывает проведение спецоценки у организации, аккредитованной на осуществление подобных мероприятий. В перечень Роструда, сейчас внесено 160 таких оценщиков из всех российских регионов. За свои услуги они попросят от тысячи до четырех тысяч рублей за каждое оцененное место. Поскольку спецоценка дублирует цели аттестации рабочих мест, а ее результаты действительны в течение 5 лет, то у предпринимателей, которые не провели аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года, в запасе имеется еще несколько лет. Согласно закону, они должны провести специальную оценку условий труда не позднее 31 декабря 2020 года. Это крайний срок и для тех, кто аттестацией никогда не занимался. То есть предприниматели могут выбрать удобное для себя время для проведения спецоценки и даже провести ее в несколько этапов. По этому поводу Минтруд в Письме от 08.12.2014 № 15-1/В-1829 уточняет, что есть только крайний срок проверки – не позднее 31 декабря 2020 года. Поэтому работодатели могут самостоятельно определять этапы и количество рабочих мест, проверяемых в каждом периоде. Чиновники также напоминают: если предпринимательская деятельность осуществляется в арендуемом помещении, на работодателя возлагается обязанность новая оценка условий труда необходима каждый раз, когда месторасположение производства (офиса, магазина) меняется. Кроме того, предприниматель должен внепланово оценить место труда рабочих, если:
- введены в эксплуатацию новые рабочие места;
- усовершенствовался технологический процесс, обновилось производственное оборудование, изменился состав применяемых материалов или сырья, работодатель закупил новый пакет средств индивидуальной и коллективной защиты, что повлияло на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- на производстве произошел несчастный случай или выявили профессиональное заболевание, причинами которого стало воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов;
- профсоюз работников или иной представительный орган работников требует провести внеплановую специальную оценку условий труда;
- провести проверку обязывает предписание инспектора труда в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки.
«Кнуты» и «пряники» СОУТ
Проводить специальную оценку труда обязаны все без исключения работодатели, но в первую очередь это касается тех, кто никогда не проводил аттестацию рабочих мест. По официальным данным, к ноябрю 2015 года СОУТ успели провести 1,25% от общего количества работающих в России компаний (порядка 100 тысяч организаций). При этом за первые полгода инспекторы труда оштрафовали 6,5 тысяч юридических и должностных лиц на 150,8 миллиона рублей за нарушения порядка проведения спецоценки. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин уточнил, что штрафы для работодателей могут быть миллионными, поскольку наказание предусматривается за каждое отдельное непроверенное место труда.
В связи с тем, что спецоценка позволяет выявить вредные и опасные условия труда, а ее отсутствие создает угрозу жизни и здоровью работников, размер штрафа за данное нарушение исчисляется, исходя из количества рабочих мест. Таким образом, для крупного предприятия сумма штрафов может достигнуть нескольких миллионов рублей.
Штрафы, о которых говорит министр, предусмотрены статьей 5.27.1 КоАП РФ. По ней, за нарушение порядка проведения оценки труда или отказ от ее проведения должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, юридические лица – на 60-80 тысяч рублей. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты обойдется организациям в 130-150 тысяч рублей (за каждое рабочее место), а должностным лицами и ИП – в 20-30 тысяч рублей. При повторном нарушении индивидуального предпринимателя могут закрыть на срок до 90 суток или обязать выплатить штраф в размере 40 тысяч рублей. Компаниям в таком случае придется уплатить от 100 до 200 тысяч рублей или приостановить деятельность на 90 суток. Должностных лиц при повторных нарушениях ждет штраф до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Действительно стимулирующий для работодателей механизм – изменение объема взносов во внебюджетные фонды. Сейчас все организации доплачивают в ПФР 6 или 9 процентов от страховых взносов. Но если результаты СОУТ покажут, что условия труда на предприятии относятся к допустимому или оптимальному классу, то перечислять взносы в течение срока действия спецоценки (5 лет) не понадобится. В то же время, если условия труда признают вредными, тариф составит от 2 до 7 процентов, а для «опасных» рабочих мест он уменьшится до 8%. Кроме такого приятного бонуса, как обнуление или уменьшение тарифа страхового взноса, чиновники весной обещали выдавать субсидии на затраты по оплате кредитов, взятых на модернизацию основных фондов предприятия. Но пока это лишь инициатива, не имеющая законодательной базы.
Заинтересованные в СОУТ
Чиновники со всех трибун кричат, что проведение спецоценки поможет реально улучшить условия труда на российских предприятиях и даже снизить издержки бизнеса. Дополнительная защита гражданам в сфере труда предоставляется за счет сокращения допотчислений в ПФР и штрафов, настаивают они. То есть получается, что оценка труда выгодна, главным образом, работникам. Но практика показывает, что пока у предложенного властями механизма слишком много недостатков и «побочных эффектов». Например, в Омске по итогам спецоценки условий труда большинство сотрудников промышленных предприятий из-за понижения класса опасности их рабочих мест в прошлом году лишилось существенной прибавки к заработной плате, а их рабочая смена увеличилась до традиционных 12 часов. Кроме того, эксперты отмечают, что в действующей редакции закон № 426-ФЗ абсолютно бесполезен с точки зрения улучшения рабочих мест. Так, кандидат технических наук, профессор СПбГПУ К. Малаян отмечает:
Его коллега из Государственного технического университета Калининграда В. Минько, в свою очередь, подчеркивает, что в настоящее время процедура СОУТ «не позволяет получить необходимую и надежную информацию об уровнях показателей условий труда». Причинами тому он считает «отсутствие надежной нормативной базы и методологических подходов для ранжирования условий труда по классам, особенно при сочетанном воздействии комплекса производственных факторов, а также несовершенство или отсутствие аппаратуры для измерения уровней факторов». Может, новые правила по оценке труда выгодны работодателям? Мало того, что они платят более низкие тарифы взносов в ПФР, у них еще появляются полноценные работники «без скидки на травмоопасность». Но и здесь не все так однозначно. Компании, у которых имеются результаты проведенной СОУТ, часто сталкиваются с ситуацией, когда их штрафуют инспекторы уже другого надзора – санитарного, поскольку результаты оценки труда не согласованы с СанПИНами и гигиеническими нормативами в принципе. Более того, эксперты, юристы и сами предприниматели настаивают, что чиновники при разработке закона № 426-ФЗ «преследовали цель на годы вперед законодательно закрепить возможность реализовывать навязанную услугу предприятиям и организациям в виде специальной оценки условий труда». Иными словами, это очередной способ законным путем «выкачать» деньги из бизнеса. И даже разрешение декларировать соответствие нормам рабочие места со вторым классом опасности (допустимый класс), а не проводить в их отношении специальную оценку, не дает бизнесу сэкономить, поскольку на приобретение деклараций о соответствии также нужны деньги, как отмечают многие специалисты.
СОУТ: алгоритм для работодателя
Впрочем, как бы ни ругались предприниматели и эксперты, проведение специальной оценки труда – это обязанность работодателя. Поэтому каждому бизнесмену придется столкнуться с необходимостью создать некий план действий по ее организации. Обобщенная схема мероприятий, которые необходимо запланировать руководителю организации или индивидуальному предпринимателю, представлена ниже.
Все статьи Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, указанные в схеме «Этапы проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах», доступны по ссылке
Будучи убежденными, что специальная оценка способна защитить права работников и повысить эффективность госнадзора за охраной труда, чиновники не перестают совершенствовать законодательную базу в этом направлении. В частности, правительство предлагает урегулировать вопрос применения методик исследований и испытаний, расширить базу данных об аттестованных оценщиках, ускорить проведение оценки на промышленных и строительных предприятиях. Часть из этих инициатив эксперты поддерживают, введение других считают необоснованными. Но очевидно, что российские власти не собираются отказываться от введенной два года назад системы, и предпринимателям остается привыкать к новым правилам.
Может пригодиться: