Особенности регистрации товарных знаков в сфере моды

Размер шрифта:

Мода — это форма проявления культуры, выражающаяся в одежде, обуви, аксессуарах. Сфера моды постоянно меняется, развивается. Данная индустрия является одной из самых прибыльных. Однако, для того чтобы ваша одежда, обувь и прочие вещи продавались, им нужно «название» — то, благодаря чему потребители будут узнавать и отличать вашу продукцию от аналогичной на рынке.

Чтобы такое же или сходное обозначение не смог использовать ваш конкурент, его нужно защитить. Для этого необходимо зарегистрировать его в качестве товарного знака.

Роль товарного знака в модной индустрии

Товарный знак — это обозначение, которое прошло государственную регистрацию и предоставляет своему обладателю монопольное право использовать, а также разрешать и запрещать использовать данное обозначение иным лицам.

Товарный знак в области модной индустрии играет важную роль, поскольку:

  • позволяет отличать товары одного изготовителя от товаров конкурентов;
  • выступает гарантом качества продукции. Увидев товарный знак, потребитель понимает, какому модному дому или дизайнеру он принадлежит и товар какого качества он может ожидать;
  • создает определенный имидж, поскольку является «визитной карточкой» конкретного модельера, дизайнера;
  • позволяет выставить товар на витринах маркетплейсов (многие торговые онлайн-площадки требуют предоставить свидетельство на товарный знак перед размещением товаров);
  • дает возможность защитить обозначения от копирования конкурентами (незарегистрированные обозначения не обладают таким «арсеналом» способов защиты от нарушителей, как товарные знаки).

Виды «модных» товарных знаков

В зависимости от внешнего вида товарные знаки могут быть:

1. Словесные — слова, словосочетания, предложения, слоганы и прочие единицы языка:

2. Изобразительные — различные графические изображения, которые могут быть как абстрактными, так и реалистическими:

3. Объемные — трехмерные фигуры, модели — формы товаров, упаковок и пр.:

4. Цветовые — цвет или сочетание цветов.

Вот, например, товарный знак:

По свидетельству № 560852 он представляет собой бирюзовый цвет (Pantone 1837), принадлежащий «Тиффани энд Компани» и зарегистрированный для товаров «ювелирные изделия, бижутерия; часы и прочие хронометрические приборы» (14-й класс) и услуг «розничной продажи; услуг розничной продажи через интернет-сайты; услуг продажи товаров через розничные универсальные магазины и через почтовые каталоги продаж» (35-й класс).

6. Позиционные — обозначения, размещенные на определенной части товара:

7. Комбинированные — комбинации различных словесных, изобразительных, объемных и прочих элементов:

Создание «модного» имени

Несмотря на большое разнообразие видов товарных знаков, наиболее распространенным видом являются словесные обозначения.

Среди словесных обозначений в индустрии моды также можно выделить наиболее популярные подвиды:

1. Фантазийные обозначения. Такие обозначения являются наиболее «сильными», но ввиду своей оригинальности требуют больших затрат на продвижение и рекламу:

  • PINKO (свидетельство о международной регистрации № 808552);
  • ADIDAS (свидетельство о международной регистрации № 1037620);
  • NIKE (свидетельство № 65094).

2. Имена и псевдонимы дизайнеров, модельеров. При использовании таких обозначений важно учитывать, что если заявка подается не от имени соответствующего дизайнера, модельера, то необходимо заручиться его согласием на регистрацию такого товарного знака.

  • CHANEL (свидетельство № 31339);
  • ARMANI (свидетельство о международной регистрации № 502876);
  • MICHAEL KORS (свидетельство № 95640).

При этом любые подражания таким именам будут пресекаться. Вот пример:

Такое обозначение (заявка № 2020756728), заявленное для товаров 18-го класса (кожаные изделия) и товаров 25-го класса (одежда, обувь, головные уборы), получило отказ в регистрации в связи со сходством до степени смешения с серией товарных знаков LAUREN, принадлежащих известному дизайнеру и модельеру Ральфу Лорену.

3. Ассоциативные товарные знаки — образованные от общеупотребимых в индустрии моды слов:

4. Связанные с местом происхождения товаров (городом, страной и пр.):

«Непроходные» названия для модной продукции

Действующее законодательство предъявляет ряд требований к товарным знакам, в связи с чем далеко не любое обозначение может быть зарегистрировано в качестве модного бренда.

1. Описательные элементы — всё, что характеризует товар, указывает на его вид, свойства и пр., не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

По этой причине получило отказ в регистрации обозначение (заявка № 2012733395):

Однако выход есть: если описательный элемент сможет занимать в обозначении второстепенное значение, то возможна регистрация со включением недоминирующего описательного элемента в качестве неохраняемого.

Так, например, зарегистрирован товарный знак (свидетельство № 823593), включающий недоминирующий неохраняемый элемент JEANS (джинсы):

2. Не обладающие различительной способностью элементы — простые буквы, цифры, линии, геометрические фигуры и т.п. — не регистрируются как товарные знаки.

По этой причине отказ в регистрации получило такое обозначение:

Однако, если подобные элементы выполнены в оригинальной графике или комбинации, они смогут быть зарегистрированы как товарные знаки.

Например:

Также «неразличительные» элементы могут быть включены в обозначения в качестве неохраняемых элементов.

Например, такой товарный знак (свидетельство № 324887) зарегистрирован со включением буквенного элемента JB в качестве неохраняемого.:

Если же обозначение интенсивно используется длительное время и приобрело узнаваемость у потребителей, ассоциируется у них с заявителем, его товарами и услугами, то обозначению может быть предоставлена охрана.

Например, несмотря на отсутствие уникальной графики или иных элементов, получил регистрацию следующий товарный знак:

3. Наличие вводящих в заблуждение и ложных обозначений и элементов в товарном знаке не допускается.

Так, например, не допускается регистрация подражаний французским и итальянским словам, чтобы не вводить потребителя в заблуждение относительно места происхождения товаров.

По этой причине получило отказ в регистрации обозначение (заявка на м. р. № 1188539), носящее французский характер, хотя заявленное на имя лица из Китая:

Также нельзя зарегистрировать товарные знаки с ложными словами.

Так, регистрация товарного знака (свидетельство № 801191) стала возможна лишь для ограниченного перечня (бюстгальтеры, бюстгальтеры самоклеящиеся, лифы), хотя изначально к регистрации был заявлен более широкий перечень товаров 25-го класса (заявка № 2020738019):

4. Не допускается регистрация тождественных и сходных до степени смешения товарных знаков в отношении однородных товаров и услуг. За исключением случаев, когда правообладатель «старшего» товарного знака дает свое согласие на такую регистрацию.

Например, получило отказ в регистрации обозначение MADAM COCO (заявка № 2019763067) ввиду сходства с серией товарных знаков COCO правообладателя Chanel SARL.

Вышеперечисленные требования представляют собой далеко не полный перечень оснований для отказа в регистрации товарного знака. Для полноценной проверки и оценки товарного знака, выявления сходных знаков и иных препятствий для регистрации следует обратиться к специалистам по регистрации товарных знаков.

Процедура регистрации товарного знака

Для регистрации обозначения в качестве товарного знака необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Роспатент. В заявке приводятся следующие сведения:

  • данные о заявителе/правообладателе;
  • изображение обозначения;
  • описание обозначения;
  • перечень товаров и услуг для регистрации товарного знака.

Основные классы товаров для регистрации модного бренда:

  • 09 — солнечные очки;
  • 14 — ювелирные украшения, бижутерия;
  • 18 — сумки, зонты, ремни, изделия из кожи;
  • 25 — одежда, обувь, головные уборы.

Заявителю необходимо подать заявление в Роспатент и оплатить пошлину за его рассмотрение. Экспертиза длится в среднем 4–9 месяцев (регламентированный максимальный срок — 18 месяцев 2 недели). В случае положительного результата рассмотрения заявки Роспатент выносит решение о регистрации.

Заключение

Регистрация товарного знака не единственный способ защиты для «модных» товаров. Так, на дизайн одежды, обуви или сумки возможно получить патент на промышленный образец. Также дизайн-проекты и прочие творческие результаты интеллектуальной деятельности в индустрии моды охраняются авторским правом.

Однако регистрация товарного знака — наиболее действенный способ защиты обозначения от копирования и залог его успешного продвижения в сфере моды.

Оставить комментарий Распечатать
Данила Бравый
Данила Бравый Собственник компании «Знаки эксперт»

Генеральный директор компании, которая специализируется на охране интеллектуальной собственности. Опыт работы более 10 лет. Образование: Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”.