1 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Кодекса административного судопроизводства РФ. Законодатели изменили порядок принятия к производству и рассмотрения дел по нормам КАС РФ. Также изменился перечень дел, подсудных КАС РФ.
Навигация
Редакцию Кодекса административного судопроизводства с 1 октября 2019 года изменил Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ. Эти новации входят в число поправок, принятых в связи с началом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Изменились правила перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, требования к подсудности и сроки рассмотрения административных исков. Кроме того, под юрисдикцию КАС РФ попали новые категории споров.
Новые категории дел по нормам КАС РФ и правоспособность
В соответствии с новой редакцией статьи 1 КАС РФ предметом регулирования Кодекса, в том числе, стали дела:
- о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- о признании информационных материалов экстремистскими.
Новой редакцией статьи 5 КАС РФ снижена административная процессуальная правоспособность для участия несовершеннолетним граждан в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений. Теперь, согласно закону, в таких делах смогут участвовать самостоятельно граждане в возрасте с 14 лет, а не с 16 лет, как было раньше.
Судебный приказ
В статью 16 КАС РФ добавлена норма о том, что вступившие в законную силу судебные приказы по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Передача дел
В Кодекс ввели новую статью 16.1 КАС РФ «Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства». В соответствии с ее нормами при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При этом, если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, то судья должен решить вопрос об их принятии к производству в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании копий искового заявления и всех приложенных к нему документов. Определено, что:
Суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Нормами статьи 27 КАС РФ уточнен порядок передачи административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд. В частности, статья дополнена новым пунктом, в соответствии с которым:
Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Подсудность
В соответствии с новой редакцией статьи 19 КАС РФ районные суды в качестве первой инстанции рассматривают административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам.
Статьей 22 КАС РФ определено, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, надлежит направлять в суд:
- по месту жительства гражданина;
- по адресу организации.
Иная подведомственность может быть установлена нормами КАС РФ. В новой редакции статьи 23 КАС РФ уточнена исключительная подсудность, в частности, подача исков по адресу нахождения ответчика в медицинских и иных учреждениях. Статья дополнена новым пунктом 6 следующего содержания:
Административное исковое заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается в суд по месту нахождения комиссии.
Нормами статьи 24 КАС РФ в новой редакции дополнено право административного истца выбирать подсудность. В частности:
- административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство;
- административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.
Рассмотрение административных дел
Новой редакцией статьи 28 КАС РФ определено, что решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи. При этом формирование состава суда необходимо при переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Нормами статьи 29 КАС РФ установлено, что рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. Если судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.
В соответствии со статьей 37 КАС РФ в новой редакции в административных делах могут, в том числе, принимать участие:
- взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа;
- органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.
Представители по административным делам
Новая редакция статьи 54 КАС РФ позволяет, чтобы в качестве представителя от имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, выступал в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела. В статью 55 КАС РФ добавлено требование к образованию представителей. Теперь ими могут, в том числе, выступать лица, которые имеют ученую степень по юридической специальности.
В соответствии со статьей 56 КАС РФ в полномочия представителя теперь, в том числе, входит подписание и подача мировому судье заявления о вынесении судебного приказа. Также установлено, что в случае участия адвоката в качестве представителя по назначению суда он вправе совершать от имени представляемого им лица процессуальные действия, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 6, 8, 9 части 2 статьи 56 КАС РФ.
По нормам статьи 57 КАС РФ в новой редакции полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, могут быть подтверждены нормативным правовым актом или учредительными документами, а также представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.
Процессуальные сроки
Нормами статьи 92 КАС РФ предусмотрено, что в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213 КАС РФ, а также главами 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ.
В Кодекс добавили новую статью 94.1 КАС РФ, которая предусматривает приостановление процессуального срока одновременно с приостановлением производства по делу. Со дня возобновления производства по делу течение срока рассмотрения и разрешения административного дела продолжается. Нормами еще одной новой статьи 94.2 КАС РФ предусмотрено продление процессуальных сроков, назначенных судом.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства РФ. Предмет регулирования настоящего Кодекса
Статья 16 Кодекса административного судопроизводства РФ. Обязательность судебных актов
Статья 23 Кодекса административного судопроизводства РФ. Исключительная подсудность
Статья 28 Кодекса административного судопроизводства РФ. Формирование состава суда
Статья 37 Кодекса административного судопроизводства РФ. Лица, участвующие в деле
Статья 56 Кодекса административного судопроизводства РФ. Полномочия представителя
Статья 92 Кодекса административного судопроизводства РФ. Исчисление процессуальных сроков
Статья 94.1 Кодекса административного судопроизводства РФ. Приостановление процессуального срока
Статья 94.2 Кодекса административного судопроизводства РФ. Продление процессуальных сроков