В последнее время угроза блокировки счета в банке и всех операций по нему пугает как представителей бизнеса, так и обычных граждан. Ведь они, чаще всего, не понимают, как этого избежать, и не могут разобраться в многочисленных инструкциях банкиров. Сбербанк решил облегчить эту задачу и разъяснить, чего не нужно делать, чтобы с банковским счетом было все в порядке.
Что случилось?
Сбербанк России опубликовал подробные рекомендации для своих клиентов, которые помогут им избежать возможного приостановления операций по банковскому счету. Поскольку в их подготовке банкиры руководствовались действующим законодательством, в частности, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и инструкциями Центробанка РФ, инструкции могут быть с успехом использованы и клиентами других банков. Требования-то для всех едины. Незначительно отличается только подход в соответствующих службах кредитных организаций. Но Сбербанк гарантирует: соблюдая эти требования, клиенты смогут жить и работать спокойно и не переживать о возможной блокировке своего расчётного счета. Так что же нужно и что не нужно ни в коем случае делать организациям и индивидуальным предпринимателям, чтобы не оказаться в «черном списке»? Для начала разберемся с запретами.
Действия, которые приведут к блокировке банковского счета
Клиентам Сбербанка, а также других российских банков нужно быть готовыми к тому, что их счет заблокируют и они не смогут проводить по нему никаких операций, если они выполняют нижеперечисленные действия:
- Регулярно выдают наличными средствами со своего расчетного счета крупные суммы на неопределенные (прочие) цели.
- Снимают крупные суммы целиком, сразу после их зачисления на расчётный счёт.
- Проводят регулярные однотипные сделки по снятию крупных наличных сумм.
- Используют бизнес-карты для снятия наличных.
- Проводят в один день операции поступления и снятия наличных.
- Регулярно снимают со счета средства на прочие цели в суммах, несоразмерных с ведением бизнеса.
- Проводят операции, не имеющие экономического смысла.
- Открывают на короткие сроки (до 1 месяца) многочисленные вклады, при закрытии которых снимают наличные.
- Совершают переводы на счета другого банка, где действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т.д.), без видимых на то оснований.
- Проводят операции, по которым невозможно установить стороны сделки.
Также нужно быть осторожным в том случае, если компания или ИП:
- не платит налоги с расчетного счета Сбербанке или платит их в недостаточном объеме ( если налоговые платежи осуществляются со счета в другом банке, необходимо оповестить об этом Сбербанк);
- указывает в назначении платежей неполные или некорректные данные;
- проводит платежи, не соответствующие осуществляемым видам хозяйственной деятельности;
- взаимодействует с сомнительными контрагентами, которые являются подозрительными для банка;
- принимает платежи за услуги и товары с выделенной суммой НДС, а оплачивает — без НДС;
- игнорирует вопросы банка или несвоевременно предоставляет запрошенную информацию;
- не следует рекомендациям банка по работе с наличными.
Кстати, на последний пункт стоит обратить особое внимание, ведь банкиры готовы рассказать и о том, что нужно делать, чтобы получить репутацию благонадежного клиента, которому не грозит приостановление операций по счетам.
Признаки благонадежных клиентов, которым не заблокируют счет
В Сбербанке рекомендуют своим клиентам, чтобы получить статус благонадежных и гарантии нормальной бесперебойной работы, выполнить следующие действия:
- подключить зарплатный проект и использовать его для выплаты зарплаты сотрудникам;
- оформить бизнес-карты для руководства компании и сотрудников, а также использовать их для безналичных оплат расходов организации или ИП;
- получать наличные средства со своего счета через кассу банка с указанием цели снятия денег;
- получать средства для учредителей через выплату дивидендов;
- оплачивать налоги в объеме не менее 0,9% от оборота по счету;
- редко снимать наличные;
- подробно заполнять назначения платежей;
- работать по выбранным кодам ОКВЭД;
- своевременно информировать банк обо всех изменениях в организации (смена гендиректора, адреса и т.д.);
- использовать Сервис проверки контрагентов или иные открытые источники для проверки новых партнеров по бизнесу;
- отвечать на запросы банка в течение 7 рабочих дней;
И опять — нужно уделить особое внимание последнему пункту. Ведь, как правило, банки не блокируют операции по счету сразу и без предупреждения. За это их тоже наказывают. Поэтому в большинстве случаев они хотят убедиться, верны ли их подозрения. Поэтому они могут запросить у клиента документы и разъяснения. Как действовать в этом случае?
Что делать, если банк попросил пояснения и документы?
Если сотрудники банка позвонили вам или прислали по почте (электронной или обычной) запрос, желая пояснить какие-либо операции или представить документы, к этому необходимо отнестись внимательно и с пониманием. Контроль за действиями и операциями клиентов входит в полномочия банкиров. Поэтому как можно быстрее, желательно до истечения 7 рабочих дней, нужно направить копии запрошенных документов в банк. Если речь идет о Сбербанке, то это можно сделать в электронном виде через «Сбербанк Бизнес Онлайн» или его мобильное приложение. В остальных случаях это может быть удобно сделать по электронному адресу, указанному в запросе.
После получения документов и пояснений банк проведет проверку, которая обычно занимает до недели. О ее результатах банкиры должны известить организацию или ИП. Если что-то неясно в запросе, можно уточнить детали в банке, явившись лично или позвонив по телефону. Нужно помнить, что игнорирование такого запроса приведет к ограничению операций по счету практически гарантированно.
Если счет все же заблокировали?
Если операции по счету все же оказались ограничены, Сбербанк рекомендует не паниковать, а сперва выяснить все обстоятельства. Для этого нужно оперативно связаться со своим менеджером или позвонить на горячую линию для выяснения причин. Также нужно проверить, был ли запрос о предоставлении документов, если да, то их нужно как можно быстрее направить в банк. После этого нужно ожидать результатов проверки и разблокировки по ее итогам. Если результат проверки не удовлетворил, нужно обращаться в Центробанк, где действует специальный отдел по рассмотрению таких обращений от лиц, попавших в «черные списки». Также нужно помнить о том, что по запросу клиента банк должен предоставить письменное разъяснение причин блокировки или других ограничений по счету.