27 мая 2018 года вступает в силу обновленная редакция Воздушного кодекса РФ. Законодатели уточнили ответственность авиаперевозчиков за утрату, недостачу или повреждение багажа и ручной клади пассажиров. Также уточнены требования к электронным перевозочным документам.
Навигация
Редакцию Воздушного кодекса РФ с 27 мая 2018 года изменил Федеральный закон от 27.11.2017 N 338-ФЗ. Поправки связаны с присоединением России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в Монреале 28.05.1999. Уточнена ответственность перевозчиков за утрату или порчу ручной клади и багажа пассажиров, а также особенности оформления билета, багажной квитанции, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке, в электронном виде.
Особенности электронных перевозочных документов
Новая редакция статьи 105 ВК РФ, которая регламентирует перевозочные документы, устанавливает возможность оформления в электронной форме (электронного перевозочного документа) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок:
- билета;
- багажной квитанции;
- грузовой накладной;
- почтовой накладной;
- иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты.
Если перевозчик оформил такие электронные перевозочные документы, как гласит новый абзац п. 3 этой статьи, то он обязан выдать пассажиру заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. В случае оформления такого электронного перевозочного документа на перевозку грузов или почты перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать бумажную квитанцию, которая позволяет идентифицировать груз, почту и содержащую информацию из электронного перевозочного документа. Ранее таких требований о дублировании электронных документов на бумаге в ВК РФ не было.
Ответственность перевозчиков за утрату багажа и других грузов
Новым пунктом 4 статьи 118 ВК РФ, которая регламентирует ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади, установлено, что:
Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках определяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом новая редакция статьи 124 ВК РФ предусматривает, что особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках определяются в соответствии со статьей 127 ВК РФ, реадакция которой существенно изменилась. Так, согласно новым положениям этой статьи, в случае выявления недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза при международных воздушных перевозках лицо, управомоченное на получение багажа, или груза должно предъявить претензию к перевозчику в письменной форме или в форме электронного документа, заверенного электронной подписью установленной форме. Сделать это необходимо в момент обнаружения недостачи или повреждения, но не позднее 7 дней со дня получения багажа и 14 дней со дня получения груза. Если доставка багажа или груза была выполнена несвоевременно, то претензию к перевозчику нужно предъявить в течение 21 дня со дня передачи багажа, груза в распоряжение уполномоченного на их получение лица.
Кроме того, новыми пунктами 2 и 3 статьи 127 ВК РФ определено, что:
- Если багаж при международных воздушных перевозках был утрачен, и перевозчик это признал, или если багаж не прибыл по истечении 21 дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир имеет право предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой.
- Если груз при международных воздушных перевозках был утрачен и это признал перевозчик, или если груз не прибыл по истечении 7 дней со дня, когда он должен был прибыть, грузополучатель получает право предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой.
Еще один новый пункт 4 статьи 127 ВК РФ устанавливает порядок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках почты. Такой порядок определяется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.
По нормам обновленной редакции статьи 127.1 ВК РФ перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней со дня ее поступления. После чего в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить заявителя об удовлетворении его требований или отклонении претензии. По нормам статьи 128 ВК РФ начало течения срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза и почты, а также с просрочкой их доставки, начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка багажа, груза или почты, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором воздушной перевозки.
Ответственность авиаперевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Также изменилась статья 117 ВК РФ, в соответствии с новой редакцией которой перевозчик принимает на себя ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна не только в период нахождения пассажира на борту воздушного судна, но и в период посадки и высадки пассажиров. Порядок определнения продолжительности этих периодов посадки и высадки устанавливает Минтранс России.