Рейтинг@Mail.ru
Новости:
2 213

Способы представления юридически значимых электронных документов в суд

Размер шрифта:

Статья рассказывает о том, как именно нужно передавать в суд электронные документы, имеющие значение для деятельности организации либо индивидуального предпринимателя.

Навигация

Как все начиналось

Обратимся к истории признания электронных документов (далее – ЭД) в качестве письменных доказательств в суде. История использования электронных документов в судебном процессе датируется 1979 годом. Впервые вопрос определения подлинника и копии электронного документа был рассмотрен в Инструктивных указаниях Госарбитража СССР от 29.06.1979 N И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств документов, представленных с помощью электронно-вычислительной техники». Пункт первый Указаний гласит: если для разрешения спора требуется подлинник документа, в суд нужно представить его первый экземпляр. На тот момент речь шла о представлении компьютера, на котором создавался файл. Спустя более чем 20 лет отношение закона к документам, созданным в электронном виде, значительно изменилось. Так, в 2002 году в ч.3 ст. 75 Арбитражно-процессуального кодекса РФ была введена норма, устанавливающая, что документы, созданные посредством электронной связи, могут быть представлены в суд в качестве доказательств. В последующие годы и вплоть до сегодняшних дней данная норма претерпевала ряд изменений, но суть оставалась неизменной: электронные документы принимаются арбитражным судом в качестве письменных доказательств.

Это интересно: нужно ли предоставлять в суд копии или оригиналы документов

Подача иска в электронном виде

Любое судебное разбирательство начинается с иска. Благодаря тому что в России в последние годы активно развивается система электронного правосудия, у граждан появилась возможность подать исковое заявление через интернет. И АПК РФ этому не противоречит (ч.1 ст. 125 АПК РФ). Как подать электронный иск?

  1. Зайдите на официальный сайт арбитражного суда.
  2. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете.
  3. Выберите вид искового заявления, которое вас интересует.
  4. Приложите к иску электронные документы, которые вы собираетесь использовать в качестве письменных доказательств. Обратите внимание, все документы должны иметь формат PDF, так как речь идет о скан-копиях бумажных оригиналов (!). Электронные оригиналы, подписанные электронной подписью, вы не сможете загрузить.

Более подробную информацию о порядке подачи заявлений в арбитражные суды вы можете найти на официальном ресурсе.

Правила представления электронных оригиналов в Арбитражный суд

Итак, Арбитражно-процессуальный кодекс позволяет нам представлять доказательства в двух видах – в виде оригиналов или копий. Правда, с оговоркой: если это копия, то при запросе суда мы обязаны будем предоставить оригинал. А теперь подробнее о том, как представить электронный оригинал. У вас есть два варианта:

  1. Вы выгружаете документы из той информационной системы, в которой работаете, или из того сервиса, с помощью которого обмениваетесь со своими контрагентами. Причем выгружаете вместе с файлами электронных подписей (далее – ЭП). После вы записываете их на съемный носитель информации (CD, DVD, флеш-накопитель и др.), приносите в суд на досудебное или уже судебное разбирательство. Также к делу можно приложить скриншоты системы/сервиса и информационные квитанции (об этом позднее). Если у арбитражного суда есть техническая возможность просматривать электронные документы –рабочие места судей оборудованы соответствующей техникой (ПК, установленное средство криптографической защиты информации, ПО для просмотра файлов .XML, .PDF, .DOC и др.), вы можете приносить свои письменные доказательства на флешках, дисках и прочих носителях.
  2. Если вы не уверены в техническом потенциале суда, приходите со своей техникой, которая предоставляет доступ к локально сохраненным оригиналам документов. Теоретически это возможно, но велика вероятность, что никто из работников суда в вашей технике разбираться не захочет, и судья, скорее всего, попросит вас распечатать электронные документы, то есть сделать бумажные копии.

Правила представления копий электронных документов в Арбитражный суд

Интересно, а как с копиями электронных документов? Прежде всего, нужно понимать, что под копиями ЭД имеются в виду бумажные копии, иначе говоря распечатки. Представить копию в суд можно также двумя способами:

  1. Вы распечатываете документы прямо из той системы, в которой они были созданы или получены от контрагента, и заверяете собственноручной подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица, проставляете печать организации. Кстати, при распечатке электронного документа, созданного, например, в сервисе обмена, на бумагу проставляется специальный штамп. Он удостоверяет о том, что ЭД был передан через сервис и подписан электронной подписью. Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации пока не предъявляет никаких требований к данной отметке и не диктует правила, как работать с бумажными копиями электронных документов. Однако до сих пор действует Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X, на основании которого можно сделать вывод, что копия любого документа обязательно должна содержать в себе информацию: когда была создана копия и где можно найти оригинал. Таким образом выглядит распечатанная копия электронного счета-фактуры, выгруженная из сервиса обмена Synerdocs:
    .
  2. Второй способ представления бумажных копий электронных документов также сводится к распечатыванию электронных оригиналов. Только помимо собственноручной подписи и печати организации, здесь требуется нотариальное заверение.

Роль оператора электронного документооборота в суде

Ранее мы уже упомянули о том, что к делу могут быть приложены скриншоты системы/сервиса и информационные квитанции. Настал черед рассказать об этом подробнее. При работе с документом суд оценивает факт его существования, отправления, получения и подписания. Распространяется это на сканы и на электронные оригиналы. Все эти факты может подтвердить Оператор электронного документооборота (далее – Оператор ЭДО). Каким образом? На все документы, отправляемые и получаемые через сервис, формируются служебные документы. Они содержат информацию об отправке, о получении, о подписании. Существуют также информационные квитанции, которые формируются на неформализованные документы. Все эти доказательства – служебные документы, информационные квитанции, скриншоты – вы можете представить в суд. Также у вас есть возможность пригласить представителя Оператора ЭДО в качестве независимого специалиста в суд, чтобы тот объяснил технические вопросы и нюансы работы с сервисом и т.д. Таким образом, Оператор ЭДО может пригодиться при судебных тяжбах.


Статья подготовлена совместно с сервисом обмена документами Synerdocs.


Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Правовые новости для юриста, бухгалтера, специалистов по кадрам и госзакупкам на ppt.ru: ответы по темам
1 вопрос
20 мая 2025
Как ставить на воинский учет женщин при приеме на работу

Обсуждаем, с какими специальностями как ставить на воинский учет женщин при приеме на работу.

1 вопрос
49
1 вопрос
16 мая 2025
Туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле

Обсуждаем, как расчитывается туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле.

1 вопрос
188
1 вопрос
14 мая 2025
Как уволить умершего сотрудника без свидетельства о смерти

Обсуждаем, как правильно сделать выплаты и уволить сотрудника, который был мобилизован и погиб.

1 вопрос
392
1 вопрос
30 апреля 2025
Расчет среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки

Обсуждаем, как меняется порядок расчета среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки.

1 вопрос
1053
1 вопрос
30 апреля 2025
Как составить согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны?

Обсуждаем, что включить в согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны.

1 вопрос
1162
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте