Законопроект о контроле за банками поступил в Госдуму

Размер шрифта:

Документ, внесенный в нижнюю палату парламента, определяет порядок контроля за исполнением банками законодательства о налогах и сборах.

Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов. В частности, поправки затрагивают Налоговый кодекс РФ. Его предлагается дополнить новым разделом, содержащим положения о контроле за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. В частности, документальные проверки банков будут проводиться не только по месту нахождения налоговых органов, но и в помещениях самих кредитных организаций. При этом особо отмечается, что при проведении таких проверок проверяемыми лицами являются банки, а не их клиенты. Кроме того, законопроект избавляет организации от необходимости информировать ФНС о счетах в банках и органах Федерального казначейства. Эту обязанность перекладывают на органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством. Соответствующие изменения предполагается внести в статьи 23 и 24.1 Налогового кодекса РФ. В пояснительной записке отмечается:

Кредитные организации в Российской Федерации являются не только налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, но и специфическими субъектами (банками), на которые статьями 46, 60, 76, 86, 431 Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности по перечислению сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с поручениями налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также по исполнению иных поручений и запросов налоговых органов в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом… В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Однако ни Кодексом, ни иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах не урегулирован порядок осуществления контроля за исполнением банками, как специфическими субъектами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 и 931 Кодекса. В отношении указанных обязанностей банков налоговый контроль не осуществляется.

Законопроект, внесенный в Госдуму, призван исправить это положение. Авторы подчеркнули, что правильное и своевременное исполнение банками своих обязанностей весьма важно для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Как мы писали ранее, законопроект уже прошел согласование в Правительстве РФ. Напомним, налоговому контролю посвящена Глава 14 Налогового кодекса, непосредственно налоговым проверкам — статья 87 и последующие. Отметим также, что в минувшем году Федеральная налоговая служба скорректировала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и приложения к ней. Изменения в правовой акт внёс приказ от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@. Формы документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок, а также основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Добавим, государственный контроль юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Документ определяет порядок организации и проведения проверок, устанавливает права и обязанности контролирующих ведомств и организаций. Для того чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Если закон о контроле за банками будет принят, он вступит в силу через месяц после официального опубликования.