Индивидуальные предприниматели, которые выбрали упрощенную систему налогообложения или работу по патенту, обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР). Фактически это документ, обобщающий и накапливающий информацию обо всех совершенных операциях. На основании данных КУДиР предприниматель в конце каждого налогового периода (совпадает с 30 апреля – максимальным сроком подачи декларации) отчитывается по полученным доходам (доходам минус расходы) и оплачивает налоги.
Заполнять книгу допустимо в бумажной или в электронной версиях. В нее в хронологическом порядке записывают информацию (по разделам и графам) из всех получаемых платежных документов (платежных поручений, накладных, чеков, договоров). Если при заполнении была допущена ошибка, ее исправляют, подтверждая такую необходимость подписью индивидуального предпринимателя и его печатью (при наличии таковой).
Хотя заверять документ у налоговиков не нужно, заполнять его следует регулярно и по всем правилам. Иначе во время проверки инспекторы могут предъявить претензию по статье 120 Налогового кодекса (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) и оштрафовать минимум на 10 000 рублей.
Для каждого налогового периода открывается новая Книга учета доходов и расходов. Старую при этом необходимо распечатать, прошнуровать, пронумеровать и подписать. Если предприниматель не работал в течение года, он должен закрыть нулевой документ. Независимо от количества записей хранить книги учета следует 4 года.
Все подробности заполнения КУДиР описаны в Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения".
Программу для простого формирования КУДиР можно купить в линейке программных продуктов Бухсофт.