Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ)

Итак, (Кодекс об административных правонарушениях Статья КОАП РФ) регулирует административное право. Что это такое? Это большая отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих деятельность людей и отношения в ходе распорядительно-исполнительной деятельности органов государственного управления.

Источниками административного права являются нормативно-правовые акты, их совокупность - это федеральные законы, постановления Правительства РФ и Конституционного суда, документы министерств и ведомств, указы Президента, а также законодательные акты субъектов федерации. Основным источником, наряду с Конституцией России, выступает Кодекс об административных правонарушениях. Следуя за своим названием, он полностью посвящен нарушениям в сфере административного права, устанавливая нормы и правила работы именно в этом сегменте.

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В самой первой своей статье он говорит о том, что данная сфера законодательства состоит из самого кодекса и из законов субъектов России. Это означает, что регионы могут устанавливать собственные нормы права в сфере административных нарушений. Но эти региональные нормы не могут противоречить кодексу и должны приниматься в соответствии с ним. Такие законы есть в большинстве субъектов РФ, например, в Санкт-Петербурге это Закон от 31 мая 2010 года N 273-70 «Об административных правонарушениях», в Москве - Закон от 21 ноября 2007 года N 45 «Кодекс Москвы об административных правонарушениях» и т. п.

В первом разделе (Кодекс об административных правонарушениях Статья Кодекса об административных правонарушениях РФ) также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II кодекса называется «Особенная часть». Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений, например:

Глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» - это нарушения на выборах и референдумах, нарушения трудового права, законодательства о свободе совести и религии, принуждение к участию в забастовке, дискриминация, нарушение правил оказания госуслуг и многое другое.

Глава 11 «Административные правонарушения на транспорте» - это нарушения правил землепользования, плавания, погрузки и разгрузки судов, безбилетный проезд, управление автомобилем без регистрационных знаков и многое другое.

Глава 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» - это мелкое хулиганство, пропаганда фашизма, нарушения правил обращения с оружием или правил поведения зрителей на спортивных мероприятиях, незаконная детективная и частная охранная деятельность и многое другое.

Глава 21 «Административные нарушения в области воинского учета» - это уклонение граждан от службы в армии, а также нарушения организациями правил ведения воинского учета и сообщения этих сведений госорганам.

Второй раздел КОАП - это практически самая интересная его часть. По каждому нарушению установлены пределы ответственности. Административная ответственность - это штраф, но не только. Другие формы административного наказания - это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет. Впрочем, штраф - это то, что применяется как наказание в большей части случаев. Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию. Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам - то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.