Изменения законодательства для НКО — 2024: полный обзор важнейших нововведений

Размер шрифта:

В 2024 году произошли значительные изменения в законодательстве о некоммерческих организациях. Обязательная публикация уставов в интернете, новые правила использования печати, расширение видов деятельности СОНКО, ужесточение ответственности за нарушения в сфере персональных данных, изменения в налогообложении — эти и другие нововведения затрагивают работу всех сотрудников некоммерческого сектора. Правовая команда подготовила подробный обзор ключевых изменений с разъяснениями их практического применения и рекомендациями по соблюдению новых требований законодательства.

Навигация

Изменения в законодательстве для некоммерческих организаций: итоги 2024 года

Добрый день, уважаемые коллеги! В этой серии видео мы подводим итоги 2024 года и рассказываем о самых значимых изменениях в области некоммерческого законодательства. Я, Софья Прохорова, юрист правовой команды, расскажу вам о ключевых изменениях по всем основным направлениям.

Публикация уставов и использование печати

С января 2025 года некоммерческие организации будут обязаны публиковать свои уставы в сети Интернет. Что это означает:

  • организации, созданные до 1 января 2025 года, будут размещать свои уставы на портале Министерства юстиции в сети Интернет в срок до 1 апреля 2025 года;
  • организации, которые будут создаваться в следующем 2025 году, будут обязаны размещать свои уставы на портале Минюста в сети Интернет в течение 30 дней с даты регистрации;
  • тот же срок 30 дней будет действовать и для организаций, которые вносят изменения в устав и регистрируют устав в новой редакции.

Устав будет размещаться в формате PDF через личный кабинет руководителя организации на портале Министерства юстиции. Важно учитывать, что тот портал, к которому мы привыкли, с помощью которого подаём отчётность ежегодно в Министерство юстиции, не содержит в своём функционале опции публикации устава. Планируется, что размещение устава будет происходить уже на обновлённой версии портала, которая на сегодняшний день пока в ограниченном доступе.

Мы обязательно будем сообщать вам об изменениях в работе портала и расскажем, когда можно будет опубликовать свой устав.

Использование печати НКО

С 2024 года некоммерческая организация получила возможность отказаться от использования печати. Организации, которые были созданы до 1 июня, могли принять решение продолжать действовать с печатью или отказаться от неё. Те, кто создавался уже после 1 июня, могли изначально принять решение, нужна им печать или нет.

Что важно: если вы приняли решение отказаться от печати, информации о печати не должно быть в вашем уставе. Если нет печати — нет и упоминания печати в вашем уставе. Если вы продолжаете действовать с печатью либо вы приняли решение, что печать вам нужна, информация о наличии печати должна содержаться в вашем уставе.

Итак, взаимосвязь: есть печать — должна быть информация о наличии печати в уставе, нет печати — нет информации о печати в уставе. Нарушение того и другого является нарушением закона.

Сведения об учредителях НКО

Наверняка многие из вас уже заметили некоторую путаницу в реестре юридических лиц, потому что сведения об одних учредителях отражены, а о других нет. Это связано с тем, что до 2020 года в реестр юридических лиц вносили сведения обо всех юридических лицах, как коммерческих, так и некоммерческих. Однако с ноября 2020 года порядок внесения изменений в реестр юридических лиц в части заполнения заявлений был изменён, и сведения об учредителях некоммерческих организаций, кроме такой формы НКО как учреждение, перестали заполняться. В связи с этим сведения об учредителях перестали отражаться в реестре юридических лиц.

Такая ситуация естественно вызвала затруднение в работе некоммерческих организаций, потому что в некоторых случаях очень важно знать сведения об учредителях — именно учредители являются представителями органа управления некоммерческих организаций, и в связи с этим невозможно подтвердить полномочия лиц, принявших решение в отношении судьбы некоммерческой организации.

Однако замечания некоммерческих организаций были услышаны законодателем, и с 25 декабря 2023 года был установлен единый порядок внесения изменений в сведения об учредителях некоммерческих организаций. Были внесены существенные изменения в закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Наконец-то сведения о выходе из состава учредителей автономных некоммерческих организаций, фондов и некоммерческих корпораций подлежат подаче непосредственно в территориальное управление или в Министерство юстиции Российской Федерации в зависимости от формы некоммерческой организации, а не в Федеральную налоговую службу, как было раньше. Теперь Минюст может проследить всю историю изменений сведений о составе учредителей некоммерческих организаций.

Также этими изменениями законодатель предусмотрел возможность исключить из реестра юридических лиц сведения об умерших учредителях автономных некоммерческих организаций, фондов, а также если в составе были ликвидированные юридические лица, которые являлись их учредителями.

С 18 февраля этого года были внесены изменения в требования к заполнению известных нам форм Р11001 и Р13014 соответственно о создании юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Теперь с этого момента сведения об учредителях некоммерческих организаций снова подлежат заполнению в составе этих заявлений, а не отдельным документом. Именно поэтому мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда в реестре юридических лиц внесены сведения не обо всех учредителях некоммерческих организаций.

Также хотелось бы отметить, что теперь сведения об изменении учредителей некоммерческих организаций можно получить через портал государственных услуг.

Деятельность социально ориентированных НКО

С 1 января 2024 года вступили в силу изменения, внесённые в федеральный закон о некоммерческих организациях, и появилось законодательное определение термина «ресурсный центр поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Ресурсным центром может являться некоммерческая организация, созданная в одной из предусмотренных седьмым Федеральным законом организационно-правовых форм и осуществляющая в соответствии с уставом деятельность, направленную на развитие и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

С 19 июня 2024 года имущественная поддержка СОНКО осуществляется по обновлённым правилам в соответствии с требованиями к нежилым помещениям государственной казны Российской Федерации, которые включаются в специальный перечень и могут быть предоставлены СОНКО во владение и/или в пользование на долгосрочной основе.

Требования к помещениям:

  • не должны быть менее 20 кв. метров;
  • не должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • не должны быть внесены в перечень имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов;
  • не должны быть внесены в план приватизации федерального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план;
  • не должны являться имуществом религиозного назначения;
  • не должны быть включены в решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о предоставлении их иным лицам.

Ознакомиться с обновленными правилами, а также изучить правила сопоставления заявлений СОНКО о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или в аренду можно в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года №1478 в обновлённой редакции.

Расширение видов деятельности СОНКО

Несколько раз в течение 2024 года изменялся и расширялся перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. К таким видам деятельности теперь отнесены:

  • деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
  • организация и проведение мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
  • содержание животных в приютах для животных;
  • межмуниципальное сотрудничество;
  • участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • благоустройство территорий.

С полным перечнем видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций можно ознакомиться в статье 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях.

Планируемые изменения в реестре СОНКО

Предполагается скорректировать порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и, в частности, включать в него благотворительные организации уже после однократного представления предусмотренной законодательством отчётности в Минюст России.

По теме: финансовая отчетность НКО

Изменения в законе о государственном (муниципальном) заказе в социальной сфере

Положения законопроекта носят в основном технический характер и касаются:

  • способа отбора исполнителей услуг;
  • возможности использования различных реестров и регистров;
  • возможности уполномоченным органам формировать собственный классификатор социальных услуг, которые могут быть оказаны в рамках данного закона.

Проектом устанавливается требование включать отдельные государственные муниципальные услуги в социальной сфере или одну или несколько отраслей социальной сферы, государственные услуги которых подлежат оказанию на основании государственного муниципального социального заказа, включая существующие перечни государственных услуг как на федеральном, так и на региональном уровне.

Кроме того, если иное не установлено федеральными законами, порядок определения устанавливается федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами органов власти, уполномочен[Продолжение текста] ных в социальной сфере. Также проектом предусмотрено, что порядком формирования государственного муниципального заказа будут устанавливаться показатели эффективности оказания услуг.

Одно из изменений, вносимых проектом, уточняет возможность использования реестра поставщиков социальных услуг, созданного в рамках закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», и возможности использования регистра получателей таких социальных услуг в случае исполнения услуг социальной сферы путём заключения соглашения о финансовом обеспечении возмещения затрат.

Ещё одно важное изменение, установленное законопроектом, касается четвёртой главы закона о государственном муниципальном заказе. В случае принятия законопроекта эта глава будет исключена полностью. Это позволит:

  • использовать закон на постоянной основе без ограничения срока его действия;
  • оказывать услуги на территории всей Российской Федерации, так как будет отменено положение, касающееся определенных субъектов, в которых применяется данный закон;
  • передать формирование перечня услуг уполномоченным органам в социальной сфере для создания своих перечней и классификаторов по оказанию услуг.

Персональные данные, госконтроль и ответственность

В 2024 году в законодательство были внесены следующие изменения:

  • введён запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов;
  • запрещена реклама в средствах массовой информации самих информационных ресурсов иностранных агентов (их сайтов и страниц в социальных сетях);
  • для лиц, признанных иностранными агентами, установлен запрет на участие в выборах всех уровней.

Расширен спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории России. Теперь это могут быть не только неправительственные организации, но и организации, учредителями которых являются иностранные государственные органы.

Напомним, что взаимодействие с такими организациями, включёнными в специальный перечень Минюста, запрещено в любом виде как на территории России, так и за её пределами под угрозой привлечения к административной или даже уголовной ответственности.

В 2024 году в 10 раз увеличены размеры штрафов за неисполнение работодателем обязанности по выполнению квот для приёма на работу инвалидов. Штрафы для юридических лиц теперь составляют от 50 000 до 100 000 рублей. Напомним, что и для некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников у которых превышает 35 человек, могут устанавливаться квоты по приёму на работу инвалидов.

Серьёзно ужесточена ответственность за административные правонарушения в сфере обработки персональных данных:

  • за ненаправление в Роскомнадзор уведомления об обработке персональных данных юридическим лицам теперь грозит штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей (ранее назначался штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей);
  • столь же крупные штрафы установлены за неправомерную обработку персональных данных или за их утечку.

Образование и просветительская деятельность

С 1 сентября 2024 года организации, которые осуществляют подготовку водителей, обязаны иметь заключение о соответствии своей материально-технической базы установленным требованиям. Отсутствие такого заключения является нарушением лицензионных требований и влечёт за собой ответственность в соответствии с частью второй статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 1 сентября 2024 года образовательные организации, осуществляющие подготовку по дополнительным общеобразовательным программам, в случае если они принимают решение со следующего учебного года реализовывать такие программы в дистанционной форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обязаны уведомить об этом, разместив информацию на своём официальном сайте не позднее 1 мая текущего учебного года.

С 1 сентября 2024 года организаторы просветительской деятельности, которые работают с несовершеннолетними и используют при этом бюджетные средства, обязаны уведомить об этом Министерство просвещения Российской Федерации не позднее чем за 30 рабочих дней до начала реализации просветительской программы.

Уведомление можно:

  • отослать по почте с уведомлением о вручении;
  • вручить лично;
  • направить в виде электронного документа с электронной подписью.

О системе «Честный ЗНАК»

Система «Честный ЗНАК» предназначена для того, чтобы отслеживать, каким образом происходит оборот специально поименованных в перечнях товаров: кто их покупает, кто их продаёт, что с ними происходит. В перечень этих товаров в последний год вошли те товары, которые часто используются некоммерческими организациями.

С одной стороны, эти товары могут производиться и продаваться самими некоммерческими организациями в качестве деятельности, приносящей доход. Например, майки в ближайшее время станут маркироваться «Честным знаком». В перечень товаров входят также различные лекарства.

В этом году нам часто стали задавать вопрос: как быть некоммерческим организациям, которые в эту систему «Честный ЗНАК» попасть не всегда могут? Система существует на основании закона о государственном регулировании торговой деятельности, а торговая деятельность, как мы знаем, это нетипичная деятельность для некоммерческих организаций.

Когда мы смотрим, кто может зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», мы видим, что зарегистрироваться могут участники торгового оборота — это продавцы, импортёры. И как вы понимаете, никем из них, как правило, некоммерческая организация не является. Она является покупателем этих товаров.

Здесь нужно разделить ситуацию на две части:

  • если некоммерческая организация сама производит товары, которые необходимо маркировать — это отдельный разговор, приходите на консультацию, всё обсудим;
  • если некоммерческая организация покупает товары, маркированные «Честным знаком», она становится конечным покупателем. И несмотря на то, что формально она не становится конечным потребителем (потому что очень часто те товары, которые некоммерческая организация покупает, она потом раздаёт в качестве благотворительной помощи своим благополучателям), для системы конечным потребителем будет именно некоммерческая организация.

Налоги и страховые взносы

С 1 января 2025 года:

  • размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения увеличен с 112,5 до 337,5 млн рублей;
  • предельный размер доходов, дающих право на применение упрощённой системы налогообложения, повышен с 200 до 450 млн рублей;
  • оставлены только общепринятые налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения:
    • 6% от дохода;
    • 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

Самым важным изменением для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, является признание их с 1 января 2025 года плательщиками налога на добавленную стоимость. От уплаты налога на добавленную стоимость освобождены организации, у которых доходы за прошлый год не превышают 60 млн рублей. При этом такие организации освобождаются от НДС автоматически, то есть направлять в налоговую инспекцию уведомления об освобождении от уплаты НДС не нужно.

Другие важные изменения в налогообложении:

  • общая налоговая ставка по налогу на прибыль увеличена, и с 1 января 2025 года она составляет 25%;
  • введена прогрессивная шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц;
  • срок применения пониженных тарифов страховых взносов для некоммерческих организаций и благотворительных организаций продлён до конца 2026 года (то есть на 2025 и 2026 годы).

Изменения, внесённые в Налоговый кодекс, мы с вами подробно рассматривали на наших занятиях.

Трудовое законодательство

Первого января 2024 года вступил в силу новый Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации, и одним из самых значимых его нововведений стало введение отчётности, которую нужно представлять нерегулярно, а только при возникновении соответствующего события, например, появление у работодателя вакантных должностей. Сами формы отчётности стали проще, короче, из них исчезли избыточные данные, которые раньше представляли работодатели.

Второй блок важных изменений связан с исполнением квоты о приёме на работу инвалидов. С 1 сентября 2024 года вступило в силу новое постановление, в соответствии с которым нужно исполнять эту норму. Работодатели, которые заключают соглашение о трудоустройстве инвалидов с третьими лицами, например, с некоммерческими организациями, должны использовать типовую форму соглашения о трудоустройстве инвалида. В этом соглашении расписывается, какие размеры компенсации на заработную плату, на оборудование рабочего места инвалиду предоставляет крупный работодатель некоммерческой организации и в каком порядке некоммерческая организация должна отчитаться о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, в этом году была введена норма в Налоговый кодекс — она вступит в силу с 1 января 2025 года, в соответствии с которой доходы, получаемые некоммерческими организациями от соглашений по трудоустройству инвалидов, будут учитываться при расчёте права некоммерческой организации на применение пониженного тарифа страховых взносов. Сейчас я говорю о тех некоммерческих организациях, которые осуществляют поименованные в 427 статье Налогового кодекса виды деятельности, и это изменение, несомненно, тоже является очень полезным для некоммерческих организаций.

И завершая разговор о нововведениях этого года, хочу отметить, что в этом году изменились правила предоставления инвалидам отпусков — сейчас они имеют право на как минимум 30 календарных дней оплачиваемого отпуска, а не 28 календарных дней, которые имеют иные категории работников.

На этом у меня всё. Спасибо за внимание!

Следите за нашими новостями и обновлениями законодательства. Мы продолжим информировать вас о важных изменениях в сфере некоммерческого законодательства.

Материал подготовлен на основе вебинара «Правовой команды» — сообщества юристов и бухгалтеров, специализирующихся на законодательстве о некоммерческих организациях.

Правовая команда Правовая поддержка НКО

Сообщество юристов и бухгалтеров, специализирующихся на законодательстве о некоммерческих организациях. 12 лет помогают НКО вести деятельность с соблюдением российского законодательства.