Изменение Лесного кодекса РФ с 1 июля 2021 года

Размер шрифта:

Новая редакция Лесного кодекса РФ вступила в силу 01.07.2021. Законодатели ввели новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Установлен порядок учета и маркировки древесины.

Навигация

Редакцию Лесного кодекса РФ с 01.07.2021 изменили два новых закона:

В первом установлен порядок учета древесины, а нормами второго закона установлен порядок осуществления надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Создана лесная охрана.

Контроль за оборотом древесины

По новой редакции статьи 50.1 ЛК РФ, учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется правительством РФ.

Определены виды древесины, подлежащей учету:

  • древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению;
  • транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
  • древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
  • древесины, поступившей для переработки;
  • продукции переработки древесины;
  • древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
ВАЖНО!
Учет древесины осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений.

Изменилась редакция статьи 50.3 ЛК РФ «Общие положения о транспортировке древесины, хранении древесины, производстве продукции переработки древесины и об учете сделок с ними».

По новой редакции статьи 50.4 ЛК РФ, транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются.

Такие требования не применяются к транспортировке древесины:

  • заготовленной гражданами для собственных нужд;
  • заготовленной лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
  • в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
ВАЖНО!
Порядок определения характеристик древесины и учета древесины устанавливает правительство с учетом положений национальных, межгосударственных и международных стандартов.

В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом.

В статье 50.2 ЛК РФ установлено, что определенная, в соответствии с частью 1 статьи 50.1 ЛК РФ, древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством РФ, подлежит обязательной поштучной маркировке при вывозе из РФ осуществляющими такой вывоз:

  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями.

Форма и состав сведений отчета о древесине и продукции из нее, требования к его подготовке в электронном виде устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный надзор и контроль

В статье 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, отнесено:

  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;
  • внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.

Статьей 96 ЛК РФ вводится новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Предметом такого надзора являются:

  • соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;
  • соблюдение гражданами требований в сфере перевозки древесины.

При организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, ИП о начале проведения такой проверки не требуется.

Новой редакцией статьи 96.1 ЛК РФ установлено обеспечение должностных лиц органов государственного надзора. Должностные лица органов государственного надзора в сфере оборота древесины, государственных учреждений имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Они имеют право осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

Новой редакцией статьи 96.2 ЛК РФ определен порядок федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Статья 97 ЛК РФ утратила силу с 01.07.2021.

Новой редакцией статьи 98 ЛК РФ пределен предмет муниципального лесного контроля, которым является соблюдение юридическими лицами, ИП и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

Лесная охрана

В кодекс введена новая статья 98.2 ЛК РФ. Ее нормами введен специальный вид деятельности «лесная охрана»:

Деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов. Лесная охрана осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Лесная охрана может осуществляться государственными учреждениями. Определены права и обязанности должностных лиц указанных органов и государственных учреждений.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года