Страховые компании получат право устанавливать индивидуальные тарифы ОСАГО в зависимости от истории нарушений Правил дорожного движения и аварийности. Депутаты Госдумы предложили альтернативу правительственной реформе страхования гражданской ответственности автовладельцев.
Что случилось?
Группа депутатов Госдумы во главе с главой комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект N 840167-7 с поправками в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части установления индивидуальных тарифов ОСАГО для водителей. Парламентарии предлагают предоставить страховым компаниям право устанавливать их с учетом сведений о водителе или страхователе. И это альтернатива правительственной реформе ОСАГО, которая была отложена в октябре в связи с тем, что вызывала «много вопросов». Законопроект депутатов имеет высокие шансы быть принятым еще до конца года, хоть и с поправками.
Какими будут индивидуальные тарифы ОСАГО
Авторы инициативы предлагают повышать стоимость страхового полиса автогражданки в зависимости от места эксплуатации автомобиля и величины мощности двигателя. Кроме того, больше придется платить водителям, которых привлекали к административной ответственности за грубое нарушение ПДД. В частности, повысит стоимость полиса полученный в течение года штраф за:
- проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;
- превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- выезд на встречную полосу.
Исключение составят эти и подобные нарушения, зафиксированные автоматическими камерами. При этом, в отличие от законопроекта, разработанного Минфином РФ, законопроект не предусматривает возможность использования телематических устройств в автомобиле для подтверждения безопасного стиля вождения и снижения стоимости полиса. Кроме того, законопроект сохраняет региональный коэффициент (параметр, зависящий от территории преимущественного использования авто) при расчете стоимости ОСАГО, который также предложили упразднить чиновники.
Стоимость полиса будет рассчитываться в зависимости от показателей:
- страхователей (владельцев ТС) — если по договору управлять автомобилем могут любые лица;
- водителей — если по договору управлять автомобилем могут только определенные лица.
Тарифы будут индивидуальными, но в определенных рамках. Установить эти рамки в виде максимальных и минимальных значений базовых ставок должен будет, как и сейчас, Банк России. Но эти тарифы позволят страховщикам учитывать индивидуальные особенности водителей и страхователей, что существенно отразится на стоимости полисов ОСАГО. В настоящее время базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, а также территорий их эксплуатации.
Поправки к законопроекту
Чиновники и парламентарии ожидают, что законопроект депутатов будет принят в первом чтении, поэтому уже готовы вносить в него поправки ко второму чтению. Об этом, в частности, рассказал журналистам ТАСС вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев. Как пояснил сенатор:
Будем, да [вносить поправки], поэтому я и не стал соавтором этого законопроекта, потому что [он] нас не очень устраивает, это не совсем соответствует тем рекомендациям, которые были на парламентских слушаниях. Будем добиваться и предлагать ко второму чтению. Что касается территориального коэффициента, то мы против него.
Также сенаторы хотят прописать в законопроекте положение о добровольной установке в автомобиле телематического устройства для снижения стоимости полиса, которое исключили депутаты. Но даже с существенными поправками принятие законопроекта позволит уйти от базового тарифа из установленного ЦБ тарифного коридора в 2746-4942 рублей и восьми коэффициентов, применяемых страховщиками сейчас.