Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно
Каждая организация формирует налоговую учетную политику. Она должна сочетаться с регламентом по бухучету. Правила налогообложения ежегодно меняются, все изменения нужно отражать и в учетной политике.
Что такое учетная политика для налогового учета
Для организаций учетная политика для целей налогообложения — это документ, в котором утверждается выбранная организацией совокупность способов регистрации финансово-хозяйственных и фискальных операций. Она определяет порядок ведения учета и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки, распределения и учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Регламент устанавливают на старте работы — не позднее чем через 90 дней после начала работы организации. При необходимости в нее вносят изменения и дополнения.
Рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при формировании налоговой политики. Давая рекомендации, мы будем использовать альтернативные способы учета по каждому из элементов учетной политики и алгоритмы, предлагаемые программой «Конструктор учетной политики», предоставляемой правовой системой «КонсультантПлюс».
Полезно знать: как составить учетную политику организации
Учетная политика для налогового учета: общие правила
- Для формирования регламента по налоговому учету компания раскрывает данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления редакции УП — новой или модификации старой. По правилам учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики. На УСН учетная политика для налогового учета тоже обязательна.
- Компания должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (укажите их наименование в тексте), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
Как утвердить учетную политику для налогового учета
По правилам учетная политика для целей налогообложения должна быть сформирована в виде приказа или распоряжения руководителя. Но единого шаблона или унифицированной формы не существует. Главное правило — перечислите все налоги и принципы их исчисления.
Может пригодиться: как составить приказ об утверждении учетной политики
Выглядит учетная политика так (пример для УСН «Доходы»):
ООО «Ppt.ru» Утверждаю Генеральный директор Петров Порфирий Петрович 01.12.2023 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА Раздел 1. Бухгалтерский учет Ведение бухучета Организация ведет бухучет посредством двойной записи с применением обычного плана счетов. Рабочий план счетов в приложении. Формы первичных учетных документов Организация использует унифицированные формы, а при их отсутствии — самостоятельно разработанные формы первичных документов, утверждаемые приказом руководителя. Формы бухгалтерской отчетности Организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, приведенным в Приложении 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Неприменение ПБУ Как микропредприятие организация не применяет ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Определение доходов, расходов и финансового результата Организация применяет метод начисления. Счета 26 и 44 ежемесячно закрываются на счет 90 в полной сумме. Проценты по любым займам и кредитам учитываются в составе прочих расходов. Финансовые вложения не переоцениваются. Учет основных средств Основные средства принимаются к учету по цене поставщика с учетом затрат на монтаж. Амортизация начисляется линейным способом раз в год на 31 декабря. Объекты стоимостью не более 100 000 руб. учитываются в составе МПЗ. Учет НМА Расходы на НМА списываются единовременно в полной сумме при принятии объекта к учету. Учет МПЗ Стоимость сырья, материалов, других МПЗ учитывается в расходах в полной сумме по мере их приобретения. НЗП и стоимость готовой продукции списываются на финансовые результаты полностью в конце месяца. Товары при их реализации списываются по средней стоимости. Резерв по сомнительным долгам Организация формирует резерв по правилам ст. 266 НК РФ. Раздел 2. Упрощенная система налогообложения. Объект налогообложения — «Доходы». |
А это — вариант учетной политики для УСН «Доходы минус расходы».
Подробнее: особенности учетной политики при УСН
Как изменить налоговую политику для налогового учета в середине года
Согласно Письму Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 отражение изменений в учетной политике в целях налогового учета производится (ст. 313 НК РФ) при:
- изменении законодательства о налогах и сборах;
- изменении используемых методов учета.
Изменять методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства разрешается поменять политику для целей налогового учета организации с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую политику. При появлении новых видов деятельности в регламент тоже необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:
- изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
- компания начала осуществлять новый вид деятельности.
Что учесть в налоговой политике для налогового учета
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.
Периодичность
В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.
Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для товаров, работ, услуг с длительным производственным циклом существуют два варианта учета авансов:
- Стандартный.
- По факту отгрузки.
В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.
Раздельный учет НДС
Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и не облагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), и операций, облагаемых по ставке 0 % (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0 %).
Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5 %» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 % от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5 %» применяют те организации, у которых доля не облагаемых НДС операций незначительна.
Если организация применяет «правило 5 %», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.
Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа происходит исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.
При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета).
Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС, либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.
Ведение раздельного учета «входного» НДС организация вправе осуществлять либо на специальном субсчете к балансовому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определенном порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса.
Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным такой учет выборочно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта дается на усмотрение компании.
Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно Конструктор учетной политики от экспертов КонсультантПлюс. Шаблоны составлены экспертами. Нужно ввести только данные своей организации — и документ готов.
Налог на прибыль
Раздел «Прибыль» в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:
- путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
- путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.
Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.
Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.
Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, указаны в п. 3 ст. 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.
Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.
Может пригодиться: как рассчитать налог на прибыль организации
Учет доходов и расходов
Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.
Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам (Письмо Минфина № 03-03-06/1/81687 от 08.10.2021). Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.
Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:
- исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
- исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными п. 1 ст. 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).
Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).
В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:
- Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
- В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).
К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.
Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.
Учет прямых и косвенных расходов
Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень или максимально сокращают, или максимально расширяют. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.
В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.
Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы и методы распределения прямых расходов на НЗП. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению товаров, работ, услуг невозможно, то налогоплательщик в налоговой учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения прямых расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. По правилам установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее одного года.
Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, то об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:
- заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
- материальные расходы;
- выручка;
- другой показатель, выбранный организацией.
Советуем прочитать: налоги прямые и налоги косвенные — схожесть и различие
Учет ТМЦ
Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учету товаров.
В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учете как без учета дополнительных расходов по их приобретению, так и с учетом их. Организация решает, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определенные их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, устанавливается в учетной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учете.
Следующий момент — указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трех методов: по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. Допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы.
В отношении сырья и материалов организация указывает способ их оценки при списании. Предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов.
В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость включается в состав текущих расходов: единовременно (по аналогии с сырьем и материалами) либо равными долями в течение более чем одного отчетного периода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).
Амортизация
Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.
Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, то ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного имущества, установленного собственником, а не самой организацией, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения по Классификации ОС. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.
Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.
В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Этот вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывается срок прежней эксплуатации).
В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный. При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.
Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.
В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).
Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведенным в п. 1–3 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты.
Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, то организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.
В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.
Читайте также:
Резерв расходов
Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.
Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.
Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока в зависимости от особенностей организации составляет:
- 3 и более лет;
- менее 3 лет.
Эта информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Выбор будет за организацией.
Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.
Если резерв на оплату отпусков остался, то его включают во внереализационные доходы или сравнивают с количеством неиспользованных дней отпуска по организации на конец года и добавляют к резерву на следующий год (письма Минфина № 03-03-06/1/60144 от 23.08.2018, № 03-03-06/1/43925 от 02.09.2014).
Учет операций с ценными бумагами
Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.
Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам и к эмиссионным ценным бумагам устанавливается гражданским законодательством РФ и применимым законодательством других стран. Ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законами иностранных государств, относятся к эмиссионным ценным бумагам, если соответствуют критериям из 39-ФЗ от 22.04.1996. Если операция с ценными бумагами соответствуют критериям операции с производными финансовыми инструментами, то налогоплательщик самостоятельно относит эту операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами или к операции с производными финансовыми инструментами.
В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен (п. 20 Приказа ФСФР РФ от 09.11.2010 № 10-66/пз-н). Варианты выбора представлены в п. 16, 29 ст. 280 НК РФ. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.
В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.
Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.
Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора для организации не предоставляется.
Налог на доходы физических лиц и страховые взносы
В отношении данного налога организации требуется в учетной политике только указать форму налогового регистра по учету начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Этот момент необходимо учесть, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют, и организации утверждают их самостоятельно.
А вот что настраивать в учетной налоговой политике по страховым взносам для компании на ОСНО:
Налог на имущество организаций
Данный раздел заполняют только организации, плательщики налога на имущество, у которых имеется несколько категорий имущества, налоговая база по которым определяется отдельно. Речь идет об имуществе, расположенном на территории разных субъектов Федерации. В связи с этим по одному и тому же типу имущества применяются разные налоговые ставки, установленные законами субъектов Федерации. В этом заключаются особенности применения учетной политики для налогов разных видов.
Указанное имущество должно учитываться раздельно, либо на отдельных субсчетах к балансовым счетам 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», либо в специальном налоговом регистре, либо еще каким-либо способом. О выборе соответствующего способа делают отметку в учетной политике. Допустимо комбинированное использование вышеприведенных методов.
Вот вы и составили учетную политику в целях налогового учета!
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец учетной политики для целей налогового учета на 2024 год для ОСНО (для индивидуального предпринимателя)
Скачать образец учётной политики организации на 2024 год для ООО на УСН «Доходы»
Скачать образец налоговой политики для ООО на УСН «Доходы минус расходы»
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н
Приказ ФСФР РФ от 09.11.2010 N 10-66/пз-н
Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
Статья 259.3 НК РФ. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
Статья 266 НК РФ. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
Статья 280 НК РФ. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
Статья 286 НК РФ. Порядок исчисления налога и авансовых платежей