Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Зачастую заказчик испытывает трудности при проведении закупки в форме электронного конкурса. Предлагаем воспользоваться нашей пошаговой инструкцией по открытому конкурсу в электронной форме по 44-ФЗ.

Содержание

Рассмотрим подробно пошаговую инструкцию по электронному конкурсу по 44-ФЗ для заказчика с учетом последних изменений:

  1. Подготовить документацию и извещение и опубликовать их в ЕИС.
  2. Собрать заявки.
  3. Рассмотреть первые части предложений.
  4. Рассмотреть вторые части.
  5. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  6. Разъяснить результаты.

Шаг 1. Подготовка извещения и документации по электронному конкурсу по 44-ФЗ

Открытый конкурс — это конкурентный способ определения поставщика, который размещается в ЕИС в открытом доступе и победителем которого признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

В ст. 48 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 8 ст. 48 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 48 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в извещении о проведении закупки.

При подготовке извещения в 2024 г. предусмотрите:

  • обязательность электронного актирования при закрытии контрактов;
  • предоставление участниками независимых гарантий;
  • общественное обсуждение конкурса с НМЦК более 2 млрд руб.

Помимо извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, готовят и проект контракта. В 2024 году алгоритм проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ не позволяет без этих двух документов провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 42 Закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

По теме: обеспечение заявки на электронном аукционе по 44-ФЗ

Шаг 2. Сбор заявок по электронному конкурсу по 44-ФЗ

В ст. 42 44-ФЗ указано, что в извещении прописывают, где проходит тендер: открытый конкурс в электронной форме проводится на аккредитованной электронной торговой площадке. Список ЭТП:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Могу сказать как контрактник организации — участника по торгам: площадки принципиально не отличаются друг от друга. ЭТП размещения закупки выбирается по предпочтению заказчика и по удобству пользования. Принцип подачи предложения одинаковый у всех.

Вот пошаговая инструкция подачи заявки на конкурс в электронном виде для участников:

  1. Оформите три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе).
  2. Подготовьте обеспечение заявки.
  3. Направьте их заказчику посредством торговой площадки.

Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Когда завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направит заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия.

ВАЖНО!
В контрактном законодательстве отсутствуют основания для рассмотрения предложения досрочно подвести итоги конкурса, даже если на это есть веские причины.

Инструкция, как провести открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ заказчику:

  1. Рассмотреть и оценить первые части предложений от участников торгов.
  2. Подвести итоги и оформить протокол.
  3. Передать протокол оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 3, 4 ст. 48 44-ФЗ).

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников (ч. 11 Закона о контрактной системе).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов процедуры определения поставщика открытым конкурсом в электронной форме (ч. 15 Закона о контрактной системе).

ВАЖНО!
Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов. Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании указывают, что не соответствует в заявке участника, и сопоставляют эти данные с положениями извещения (п. 3 ч. 5 и п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе).

Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

ВАЖНО!
С 01.01.2022 оптимизационными правками в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021) введена процедура универсальной предквалификации, которая представляет собой метод отсеивания неопытных участников. Участие в тендерах и их обжалование станут доступны только для опытных компаний, прошедших предквалификацию.

Меры применяются при проведении конкурсов, где:

С 01.01.2022 в связи с принятием оптимизационных поправок в 44-ФЗ сокращены:

  • минимальный срок подачи заявок с 15 рабочих до 15 календарных дней;
  • срок внесения изменений — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
  • срок продления подачи предложений при внесении изменений в закупку;
  • срок отмены конкурса — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
  • последний срок подачи запроса на разъяснения сокращен до 3 дней до окончания подачи предложений.

Вам пригодится наш онлайн-калькулятор

Шаг 3. Рассмотрение первых частей заявок на электронный конкурс по 44-ФЗ

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 2 рабочих дней с момента окончания их подачи (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 48 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в извещении установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 5 ст. 48 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление сведений и документов, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений Закона о Федеральной контрактной системе, несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (п. 1 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).
  2. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении (п. 2 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).
  3. Предоставление недостоверных сведений (п. 3 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).
ВАЖНО!
С 01.01.2022 правки в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021) сокращают срок рассмотрения первых частей заявок до двух рабочих дней. Исключение: особые заказы, размещение и исполнение которых сопряжено с повышенной сложностью (НИР, реставрационные работы и пр.).

Шаг 4. Рассмотрение вторых частей заявок на электронном конкурсе по 44-ФЗ

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 2 рабочих дней (ч. 11 ст. 48 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, в который вносят данные о:

  • всех участниках процедуры;
  • дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиям и условиям, прописанным в извещении о закупке (ч. 12 44-ФЗ).

Предложение участника признается не соответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы;
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в извещении о закупке;
  • не представляет заказчику документы в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ;
  • участник является представителем недружественного государства;
  • несоответствие обеспечения требованиям 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005;
  • наличие во второй части заявки указания цены контракта (если закупка без объема).

Шаг 5. Подведение итогов открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ

Тендер завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия заказчика проводит подведение итогов открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры. В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают в итоговом протоколе открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются, исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило ранее остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации.

ВАЖНО!
С 01.01.2022, если конкурс признают несостоявшимся, можно закупать у поставщика «с улицы» как у единственного по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Шаг 6. Разъяснение результатов проведения закупки в форме электронного конкурса по 44-ФЗ

После того как опубликован итоговый протокол открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня.

Также по теме читайте: что такое структурированная заявка по 44-ФЗ и как с ней работать

Вопросы и ответы по проведению конкурса по 44-ФЗ

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.